Обобщение

149

тенденций, но не в контексте значений и смыслов. Процесс позволяет развернуть картинку, полученную на фазе описания, в динамике, в повторяющихся действиях (стереотипах). Если материал, полученный участниками во время фазы описания, можно сравнить с фотографией, то на этой фазе получается «видеофильм». Обратная связь от других участников, работа с неоконченными предложениями, попытка ответить на во­просы: «Какие трудности вы испытывали? Что было самым сложным? Что хотелось сделать?», тематические дискуссии помогают учащимся выстроить целостную картинку своего профессионального поведения в учебной ситуации.

Обобщение

Одним из ключевых механизмов, влияющих на обучение через опыт, является стереотип. Под стереотипом понимается наличие определенного порядка элементов поведения и его повторяемость. Учащиеся пытаются определить смысл и зна­чение своих реакций. Задача этой фазы — помочь участникам обучающего процесса выявить повторяющиеся стереотипы, понять их смысл и сформировать определенные принципы, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности. Таким образом, обобщение касается того, что обычно со мной, с участником процесса, происходит. Как это влияет на мое профессиональное поведение? Какие выводы я из этого делаю? Что это дает для моего профессионального роста? Участники пытаются сформулировать, как выявленные в ходе предыдущей стадии данные соотносятся с их личным опытом в профессиональной жизни. Переработка полученного материала позволяет учащимся перевести приобретенный опыт на уровень «знания»: «Я узнал, что...», «Я начал пони­мать, что...», «Теперь я знаю, что...». Учащиеся соотносят свой конкретный опыт с теоретическим материалом. Все эти шаги помогают участникам интегрировать полученный материал в личностное знание. Когда определенная взаимосвязь элемен­тов поведения осознается в одной ситуации, то это знание можно обобщить и применять в других ситуациях.

Обучение через опыт происходит в связи с тем, что человек осознает свой индивидуальный стиль поведения в определенной ситуации, затем оценивает его эффективность, анализирует и модифицирует те конкретные аспекты своего стиля, которые ограничивают эффективность его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: