double arrow

Упражнение. 1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент

1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент.

2. Проведите линию, последовательно соединяю­щую эти точки друг с другом.

3. Сравните контуры «идеального колеса» с той фи­гурой, которая получилась после соединения точек.

4. Теперь попробуйте оценить для себя:

Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна?

• Какая наименее благополучна?

Рассмотрите получившийся от соединения точек контур. Похож ли он на круг? Может ли ваше колесо «ка­титься по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?

• Что бы вам хотелось изменить?

183

Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.

Глава 7

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7.1. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Милтон Эриксон, перефразируя известное высказывание 3. Фрейда о критериях психического здоровья: «любит и... работает», сказал: «живет в семье и делает мне подарки»56, подчеркнув, таким образом, роль семьи и брака в деле со­хранения, развития или разрушения психического здоровья индивида.

Цель данной главы состоит в том, чтобы поделиться опытом консультирования семей и супружеских пар как це­лостных динамичных систем, а также обсудить возможности и трудности, связанные с использованием метода семейного консультирования. Нам кажется важным обозначить свое понимание места семейного консультирования в практике психологической помощи. В работе мы часто сталкиваемся с противопоставлением семейного и индивидуального консуль­тирования: один специалист может рассматривать работу с семьей только с точки зрения системного подхода и, следо­вательно, работать с семьей как с системой, другой — с точки зрения объединения в семью людей, у каждого из которых есть свои «проблемы». Нам же представляется, что работа с семьей позволяет использовать многообразие возможностей, богатство которых можно проиллюстрировать следующей ме­тафорой. В русском языке слово «семья» можно рассмотреть под разным углом. Семья — это и «семя», и «семь я», «есмь я», и «смесь я», «месть я», и одновременно «семь и я», или

56 Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996. С. 58.

185

«семя и я», а возможно, «семь на я». Это также «я из семи, «я на семи» и «семь в я»; «я в семи», «семь с я» и «я с семью»... и эту игру слов можно продолжать до бесконечности.

Осознано (в силу принадлежности или предпочтения консультантом той или иной школы, к примеру аналитической или бихевиоральной и т. д.) или неосознанно (в силу особен­ностей семейной системы, в которой вырос или проживает консультант) может быть акцентировано одно из определений семьи, приведенных выше, и, дальше, если использовать фра­зу известного литературного персонажа, капитана Врунгеля... «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Исходя из нашего понимания метода семейной терапии, важно предоставить семье самой определить себя структурно и содержательно, например: «В нашей семье три члена — папа, мама и дочь»; «Нас четверо — муж, жена, ребенок и бабушка», или «Я — мама, мой сын, муж, и его сестра» и т. д., что является очень инфор­мативным как в отношении проблем, которые привели семью на прием, так и в отношении характера и направления, пред­стоящей консультативной работы.

Обобщая вышесказанное, нам хотелось бы сформули­ровать несколько общих положений относительно метода семейного консультирования:

1. Предметом семейного консультирования является семья как целостная система взаимодействий и взаимоот­ношений, имеющая собственную мифологию, идеологию и историю.

2. Первой задачей консультирования является помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собс­твенную структуру, функции, цели, потребности и смыслы существования (если образно, то, как чудище, которое, «обло, озорно и огромно»).

3. Консультанту необходимы навыки и умения, обеспечи­вающие возможность группе людей вступить в продуктивные отношения с тем, что делает их семьей или супружеской парой. На первых этапах работы с семьей очень важной яв­ляется позиция наблюдения или присутствия — позиция, из которой можно быть со всем происходящим, не становясь при этом участником, не вовлекаясь в происходящее. Говоря метафорически, чтобы не заблудиться на местности, нужна точка-ориентир; путешественники, например, используют

186

звезды, а в консультировании ориентир обеспечивается благодаря такой позиция консультанта. В этом смысле по­зиция наблюдения является сквозной, базовой для всего процесса терапии. Джей Хейли57 описывает эту позицию как способность к созерцательности, развитую у мастеров дзен-буддизма.

Теперь попробуем более детально остановиться на том, что происходит на первом этапе работы с семьей, на этапе, который Карл Витакер58 образно называет этапом «борьбы за структуру». Надо отметить, что семья редко появляется, или точнее, проявляется, сразу и целиком, — это процесс, отчасти похожий на проявление фотографии и нуждающий­ся в определенных условиях, в частности, в «специальном освещении», которым и является позиция «присутствия» консультанта59. Длительность и характер процесса проявления семьи может служить важным диагностическим или прогнос­тическим критерием относительно длительности и сложности работы, которую семье предстоит проделать. Надо отметить, что зачастую процесс от появления до проявления семьи и исчерпывает необходимый семье объем помощи. Несколько типичных примеров «появления»:

• Часто семьи появляются, как и всякие уважающие себя суверенные или не очень, но с претензией, государства — че­рез посланников, зачастую чрезвычайных, но, к сожалению, не полномочных. Звучит это так: «Меня к вам прислала мама, (жена, муж, тетя и т. д.)», и, далее: «...потому что пью (курю, играю, плохо учусь или работаю и т. д.)».

• Другой вариант, когда приводят провинившегося: «Он..., сын..., дочь..., муж..., жена..., отец..., мать...» и т. д., и, далее: «...не учится..., играет..., пьет...» ит. д. «Мы пришли, потому что он (она) что-то не так делает..., не так относится..., не понимает» и т. д.

• И наконец, появления, достаточно редкие, когда предъ­является «симптом»: «У нас не получается» (взаимодействие), «Не складываются отношения», «Нет радости», «Ругаемся» (взаимоотношения), или «Не понимаем друг друга» (взаимо­понимание).

__________________

57 Хейли Д. Эволюция психотерапии. Т. 1. С. 63.

58 Витакер К. Танцы с семьей. М., 1997.

69 О присутствии см. стр. 42 настоящего руководства.

187

Обобщая, можно сказать, что семья появляется в виде посланного или приведенного «идентифицированного» кли­ента60 и реже как «симптом» нарушения взаимодействий, взаимоотношений или взаимопонимания. Надо отметить, что характер появления семьи или тип запроса, как и область (психологическое пространство), из которого предъявляется симптом (поведение, отношения, понимание), являются очень диагностичными, как в отношении характера семейных дис­функций, так и в отношении перспектив психотерапевтической работы, ее тактики и стратегии.

Несколько примеров:

Семья из трех человек представляются:

— Здравствуйте, я Женя (муж? отец?), это Аня (жена? мать?), это Жора (ребенок? сын?), с нами хо­тела еще прийти Света (подруга супругов, проживаю­щая с ними вместе? сестра?), но ей нужно сегодня в институт.

Долго выясняют, кто начнет, и наконец начинает Женя:

— Нас прислала к вам логопед (детского сада для детей с задержками развития), она считает, что я сумасшедший, потому что неправильно воспитываю ребенка, а я всего-то показал ему видеофильм о том, как мы с другом стреляли крыс в деревне; она сама су­масшедшая, раскричалась: «Вы учите ребенка насилию, он всю неделю возбужден и все время рисует черным мертвых крыс!» (Все это говорится с вызовом.)

Семья из трех человек:

— Я— Сергей Васильевич (отец? муж?), это— Лена (жена? мать?), а это дочь— Оля. Нас к вам прислал знакомый, мы по поводу дочери. Она по ночам бродит, а утром этого не помнит, недавно я ее застал — она во сне разорвала футляр фотоаппарата, вынула пленку и засветила семейные снимки. До этого

60 Идентифицированный пациент (клиент)— тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом для обращения к консультанту. (В сносках к данной главе использованы объяснения терминов, подготовленные А. 3. Шапиро, взятые из кн.: Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996.)

тоже находили разорванные семейные фотографии, с ней это уже с год происходит.

В кабинете двое:

— Я — мама, это Вася, муж отказался прийти, да и он в командировках все время — деньги зараба­тывает. Мы плохо учимся, а тут еще мы стали деньги воровать, покупаем на них жвачку, конфеты и раздаем приятелям.

Комментарии к первому случаю.

Здесь характерно преставление по именам, отсутствуют предъявления родительских идентификаций («отец», «мать»), супружеских («жена», «муж»), присутствуют постоянные препи­рательства по поводу того, кто и что должен делать, психологи­ческое пространство семьи ограничено поведением («Аня играет на рояле, готовит еду плохо», «Женя работает в мастерской, оборудованной в одной из комнат, слушает рэп по магнито­фону, все вместе играют в подкидного дурака, ссорятся из-за проигрыша, очень громко кричат все время, ребенок заброшен, играет в кубики»), переживания выражаются только действиями или интенсивностью крика. Структуру и процесс этой семьи можно охарактеризовать как «подростковую тусовку» и симптом отставания в развитии у ребенка, отражает проблему семьи, примитивность организации и потребность в ее развитии. Что и определило стратегию и тактику работы с семьей.

Комментарии ко второму случаю.

Здесь предъявлены имя и отчество, социальный и долж­ностной статус, затем, в подтверждение, был сообщен и служебный чин, не обозначена никак семейная идентичность (Лена) и предъявлен носитель симптома (дочь Света) и сим­птом (снохождение, с целью уничтожения фотодокументов существования семьи). Все это отражает структурные и со­держательные проблемы данной семьи. «Отца» и «мужа» нет, есть должностное лицо, для которого важен документальный факт существования семьи, как одного из условий служебного роста (год назад семье была предоставлена соответствующая статусу большая служебная квартира), год назад супруги пре­кратили сексуальную и эмоциональную связь, скрывая это от дочери и окружения «по политическим мотивам», формально сохранив брак, так что от реальной семьи осталась одна дочь

189

и семья, которая ей только сниться. Соответственно, терапев­тической задачей здесь стала помощь в осознании членами семьи того факта, что семья им только снится, и надо признать, что пробуждение от такого сна будет не из приятных.

Комментарии к третьему случаю.

Предъявлено, структурно, — тотальная идентификация с ролью (у мамы даже нет имени, просто «мама»), слияние (харак­терное «мы»), отсутствие мужа и отца, симптом: «Мы воруем», «Не учимся», «Кормим сладостями». Отражены проблемы разде­ления ответственности, наличие двойственности. Ребенок (кто: сын? подросток?) воспроизводит стереотипы функционирования, сложившиеся в семье, — отец содержит, но не управляет, ребенок не может найти своего места легальным путем (на нелегально добытые деньги кормит сверстников, чтобы занять достойное место в иерархии, вместо того чтобы, например, занять это место легально, например, хорошей учебой или спортивными успехами). Глава семьи добывает деньги, вместо того чтобы достойно выполнять обязанности мужа и отца или хотя бы при­сутствовать в этом качестве. Терапевтическая задача состоит в помощи семье в построении легальной иерархии, в которой бы форма и содержание власти соответствовали бы друг другу. Метафорически ситуация в этой семье напоминает структуру власти в СССР: формально были все органы власти — правитель­ство, его председатель («отец» и «муж»), но реально вся власть принадлежала КПСС (просто «мама»). И этой семье предстоит нелегкий период — «гласность и перестройка».

Обобщая рассмотрение случаев как примеров работы на первом этапе, нам бы хотелось отметить несколько моментов, относящихся к обеспечению этой работы консультантом. Пре­жде всего, это навык присутствия с семьей как системой и с каждым, кто ее представляет (если образно, то уметь видеть дом и каждого из его обитателей), и в реализации этого навыка могут быть полезными техники циркулярного61 и генограммно-го62 интервью.

61 Циркулярное интервью — техника, суть которой состоит в том, что консультант спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов об отношениях в семье, такая техника дает боле существенную информацию, как консультанту, так и семье.

62 О методе генограммы см. далее.

188

190

Если первый этап работы с семьей в большей степени направлен на появление и проявление структуры системы (размер системы, статусы, позиции и роли членов семьи, характер иерархии и т. д.) или того, что определяет уровень и характер взаимодействий в системе и поведение семьи в целом, то второй этап в основном ориентирован на работу с содержанием или уровнем отношений и понимания проис­ходящего с семьей и в семье. К. Витакер63 образно обозна­чает этот этап как «борьбу за стратегию». На наш взгляд, с учетом особенностей современной национальной истории, этот этап работы можно не менее образно обозначить как «гласность и перестройка». Целью данного этапа является определение семьей характера и объема желаемых и доста­точных изменений, а также путей и способов их достижения. Важной содержательной задачей данного этапа является определение и актуализация ресурсов, необходимых для реализации желаемых изменений. Под ресурсами мы здесь понимаем потенциалы сопереживания, взаимопонимания и взаимодействия, которыми располагает семья.

В качестве примера, в семье, которая обратилась по по­воду конфликтных отношений между матерью и двумя детьми, на первом этапе работы проявилась структурная особенность: отсутствие отца (три года назад погибшего при трагических обстоятельствах). Мать изолировалась в своем горе, желая уберечь детей от травматических переживаний, не предостав­ляла им возможности горевать по поводу потери отца, и бло­кировала потребность всей семьи в сопереживании утраты. На втором этапе работы задачей стало построение пространства для сопереживания утраты, что способствовало преодолению «симптома» агрессивных взаимодействий, поскольку они «пи­тались» непрожитой скорбью семьи. Следствием этой работы стал новый уровень отношений в семье, в частности уровень принятия и понимания переживаний другого.

Цели и задачи, стоящие перед семьей, на этом этапе работы предъявляют новые требования к позиции консуль­танта и навыкам, обеспечивающим эту позицию. К. Витакер образно описывает эту позицию как «играющий тренер», ины­ми словами, если на первом этапе работы семьи «тренер» со

63 Витакер К. Танцы с семьей. М., 1997.

скамейки наблюдает за «командой», то теперь он выходит на поле, чтобы показать или научить «приемам игры» или вместе с «игроками» в тренажерном зале обсуждает и вырабатывает «стратегии победы». Важно отметить, что, «выходя на поле и играя», консультант ни на секунду не должен забывать что он «тренер», а не «игрок»; опасность такой увлеченности образно выразил один из наших коллег, описывая свой опыт работы с семейной системой: «Одно неловкое движение, и ты — отец». С точки зрения работы, осуществляемой семьей, это очень «психодраматический» период, например: «Я должен признать, что 25 лет несчастливых отношений в нашем браке разрушили жизнь и здоровье нашей дочери» — обобщение обсуждения, которое делает муж и отец в присутствии жены и дочери, и на вопрос консультанта: «Что вас заставляло поддерживать эти отношения?», отвечает: «...но у нашего брака был такой потенциал для счастья!».

Очень часто этот период работы связан с раскрытием различных семейных тайн, извлечением «семейных скелетов из шкафа» (например: «Моя прабабушка удочерила мою мать, мать удочерила меня, я удочерила свою дочь, а она совершила ошибку — усыновила мальчика, и он пытается нарушить самый естественный способ заводить детей»), обнаружением и орга­низацией ритуала похорон различных «призраков», традиций и мифов. В качестве примера: «Мой дед погиб в 43 года, отец погиб в 43, мне сейчас 43, и все нормально, правда, я разбил 5 машин в авариях, хотя я не гонщик, я — бухгалтер. И все время вместе с женой в машине!» Все это может отчасти служить иллюстрацией того, что мы образно обозначили как «гласность» или актуализацию ресурса понимания. И, как пример «перестройки», семья, которая обратилась по поводу «нарушения поведения у мужа».

Диалог на определенном этапе работы:

Она (о муже):...злоупотребляет пивом, пропадает в

гараже, женщина завелась. О н: С тех пор как ты набожной стала, связалась с этой

сектой, у тебя то пост, то служение, нельзя и нельзя, у

нас уже два года нормальной близости не было!... Она: Я тут ходила к святому отцу, спрашивала, он сказал,

что теперь можно и в пост... и... нужно!

191

■*no

С позиции консультанта этот период работы требует, если использовать метафору Джея Хейли, «умений мастера боевых искусств», и здесь мы приводим иллюстрацию из его же практики: «Мама все время заставляет меня надевать коф­ту, а я не хочу». Терапевт: «Придется, маме все время очень холодно»64. На этом этапе уместны различные техники интер­венции65 конфронтации, переформулирования, интерпретации, контрпарадоксальные66 и инвариантные предписания и т. д. И единственный критерий для их применения — это уместность в отношении содержания проявленных семьей дисфункций. Обзор всех техник и навыков, обеспечивающих этот этап рабо­ты, невозможен в рамках данного пособия, мы можем только контурно обрисовать некоторые подходы и отослать читателей к обширной литературе по этому вопросу67.

Целью последнего этапа консультирования является работа семьи по реализации достижений предыдущего этапа в практику повседневных взаимодействий. Здесь важно от­метить, что реальный процесс работы семьи полифоничен, и часто случаются ситуации, когда параллельно идет работа по поводу завершения или реализации достижений, скажем, в области отношений, и это приводит к «проявлению» семьи в качестве новой проблемной структуры. В качестве примера приведем следующую ситуацию.

Супружеская пара, «успешно прояснившая отно­шения», через некоторое время появляется на приеме по поводу трудностей только что возникшей нуклеарной (здесь в смысле «ядерной», «первичной» — папа, мама и ребенок) семьи и «радуют» консультанта заявлением: «Знаете, а мы хотели назвать ребенка вашим именем,

НП ППТПМ ПЙПРЛУМЯПИ»

64 Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996.

65 Интервенция — действия и предписания, посредством которых консультант внедряется в семейную систему и производит в ней те или иные изменения.

66 Парадоксальные техники состоят в принятии семейным консультан­том тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в и> преднамеренном преувеличении.

67 Краткий обзор подходов, сложившихся в современной семейной терапии, вы подчерпнете из книги Джозефа Зинкера «В поисках хорошей

гЬппмы» тям же r ппмппжрнмм иы няйлйте список литеоат\/пы.

iac

Теперь, о позиции консультанта на последнем этапе рабо­ты. Здесь, если вновь воспользоваться метафорой, «тренеру» пришло время сесть на «скамейку в зале» и «переживать» за игру «команды», периодически устраивая «короткие рабочие совещания в перерывах», с целью поддержки и ободрения «команды игроков». Технически здесь, на наш взгляд, умест­ны различные домашние задания, техника «греческого хора», различные «комментарии в сторону» и т. д.

И в завершение нашего краткого обзора нам бы хотелось упомянуть еще об одном, важном с методической точки зрения, навыке или, точнее, умении семейного консультанта — чувстве юмора, ведь недаром один из основоположников семейной терапии Морено завещал написать на своей могиле: «Человеку, который принес в терапию юмор».

ОПИСАНИЕ МЕТОДА ГЕНОГРАММЫ

В этом разделе68 мы кратко опишем метод генограммного анализа семейных систем, который используется как для психо­терапевтических, так и да учебных и исследовательских целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: