1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент.
2. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
3. Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая получилась после соединения точек.
4. Теперь попробуйте оценить для себя:
• Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна?
• Какая наименее благополучна?
• Рассмотрите получившийся от соединения точек контур. Похож ли он на круг? Может ли ваше колесо «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?
• Что бы вам хотелось изменить?
183
• Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.
Глава 7
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
7.1. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Милтон Эриксон, перефразируя известное высказывание 3. Фрейда о критериях психического здоровья: «любит и... работает», сказал: «живет в семье и делает мне подарки»56, подчеркнув, таким образом, роль семьи и брака в деле сохранения, развития или разрушения психического здоровья индивида.
Цель данной главы состоит в том, чтобы поделиться опытом консультирования семей и супружеских пар как целостных динамичных систем, а также обсудить возможности и трудности, связанные с использованием метода семейного консультирования. Нам кажется важным обозначить свое понимание места семейного консультирования в практике психологической помощи. В работе мы часто сталкиваемся с противопоставлением семейного и индивидуального консультирования: один специалист может рассматривать работу с семьей только с точки зрения системного подхода и, следовательно, работать с семьей как с системой, другой — с точки зрения объединения в семью людей, у каждого из которых есть свои «проблемы». Нам же представляется, что работа с семьей позволяет использовать многообразие возможностей, богатство которых можно проиллюстрировать следующей метафорой. В русском языке слово «семья» можно рассмотреть под разным углом. Семья — это и «семя», и «семь я», «есмь я», и «смесь я», «месть я», и одновременно «семь и я», или
56 Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996. С. 58.
185
«семя и я», а возможно, «семь на я». Это также «я из семи, «я на семи» и «семь в я»; «я в семи», «семь с я» и «я с семью»... и эту игру слов можно продолжать до бесконечности.
Осознано (в силу принадлежности или предпочтения консультантом той или иной школы, к примеру аналитической или бихевиоральной и т. д.) или неосознанно (в силу особенностей семейной системы, в которой вырос или проживает консультант) может быть акцентировано одно из определений семьи, приведенных выше, и, дальше, если использовать фразу известного литературного персонажа, капитана Врунгеля... «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Исходя из нашего понимания метода семейной терапии, важно предоставить семье самой определить себя структурно и содержательно, например: «В нашей семье три члена — папа, мама и дочь»; «Нас четверо — муж, жена, ребенок и бабушка», или «Я — мама, мой сын, муж, и его сестра» и т. д., что является очень информативным как в отношении проблем, которые привели семью на прием, так и в отношении характера и направления, предстоящей консультативной работы.
Обобщая вышесказанное, нам хотелось бы сформулировать несколько общих положений относительно метода семейного консультирования:
1. Предметом семейного консультирования является семья как целостная система взаимодействий и взаимоотношений, имеющая собственную мифологию, идеологию и историю.
2. Первой задачей консультирования является помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собственную структуру, функции, цели, потребности и смыслы существования (если образно, то, как чудище, которое, «обло, озорно и огромно»).
3. Консультанту необходимы навыки и умения, обеспечивающие возможность группе людей вступить в продуктивные отношения с тем, что делает их семьей или супружеской парой. На первых этапах работы с семьей очень важной является позиция наблюдения или присутствия — позиция, из которой можно быть со всем происходящим, не становясь при этом участником, не вовлекаясь в происходящее. Говоря метафорически, чтобы не заблудиться на местности, нужна точка-ориентир; путешественники, например, используют
186
звезды, а в консультировании ориентир обеспечивается благодаря такой позиция консультанта. В этом смысле позиция наблюдения является сквозной, базовой для всего процесса терапии. Джей Хейли57 описывает эту позицию как способность к созерцательности, развитую у мастеров дзен-буддизма.
Теперь попробуем более детально остановиться на том, что происходит на первом этапе работы с семьей, на этапе, который Карл Витакер58 образно называет этапом «борьбы за структуру». Надо отметить, что семья редко появляется, или точнее, проявляется, сразу и целиком, — это процесс, отчасти похожий на проявление фотографии и нуждающийся в определенных условиях, в частности, в «специальном освещении», которым и является позиция «присутствия» консультанта59. Длительность и характер процесса проявления семьи может служить важным диагностическим или прогностическим критерием относительно длительности и сложности работы, которую семье предстоит проделать. Надо отметить, что зачастую процесс от появления до проявления семьи и исчерпывает необходимый семье объем помощи. Несколько типичных примеров «появления»:
• Часто семьи появляются, как и всякие уважающие себя суверенные или не очень, но с претензией, государства — через посланников, зачастую чрезвычайных, но, к сожалению, не полномочных. Звучит это так: «Меня к вам прислала мама, (жена, муж, тетя и т. д.)», и, далее: «...потому что пью (курю, играю, плохо учусь или работаю и т. д.)».
• Другой вариант, когда приводят провинившегося: «Он..., сын..., дочь..., муж..., жена..., отец..., мать...» и т. д., и, далее: «...не учится..., играет..., пьет...» ит. д. «Мы пришли, потому что он (она) что-то не так делает..., не так относится..., не понимает» и т. д.
• И наконец, появления, достаточно редкие, когда предъявляется «симптом»: «У нас не получается» (взаимодействие), «Не складываются отношения», «Нет радости», «Ругаемся» (взаимоотношения), или «Не понимаем друг друга» (взаимопонимание).
__________________
57 Хейли Д. Эволюция психотерапии. Т. 1. С. 63.
58 Витакер К. Танцы с семьей. М., 1997.
69 О присутствии см. стр. 42 настоящего руководства.
187
Обобщая, можно сказать, что семья появляется в виде посланного или приведенного «идентифицированного» клиента60 и реже как «симптом» нарушения взаимодействий, взаимоотношений или взаимопонимания. Надо отметить, что характер появления семьи или тип запроса, как и область (психологическое пространство), из которого предъявляется симптом (поведение, отношения, понимание), являются очень диагностичными, как в отношении характера семейных дисфункций, так и в отношении перспектив психотерапевтической работы, ее тактики и стратегии.
Несколько примеров:
Семья из трех человек представляются:
— Здравствуйте, я Женя (муж? отец?), это Аня (жена? мать?), это Жора (ребенок? сын?), с нами хотела еще прийти Света (подруга супругов, проживающая с ними вместе? сестра?), но ей нужно сегодня в институт.
Долго выясняют, кто начнет, и наконец начинает Женя:
— Нас прислала к вам логопед (детского сада для детей с задержками развития), она считает, что я сумасшедший, потому что неправильно воспитываю ребенка, а я всего-то показал ему видеофильм о том, как мы с другом стреляли крыс в деревне; она сама сумасшедшая, раскричалась: «Вы учите ребенка насилию, он всю неделю возбужден и все время рисует черным мертвых крыс!» (Все это говорится с вызовом.)
Семья из трех человек:
— Я— Сергей Васильевич (отец? муж?), это— Лена (жена? мать?), а это дочь— Оля. Нас к вам прислал знакомый, мы по поводу дочери. Она по ночам бродит, а утром этого не помнит, недавно я ее застал — она во сне разорвала футляр фотоаппарата, вынула пленку и засветила семейные снимки. До этого
60 Идентифицированный пациент (клиент)— тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом для обращения к консультанту. (В сносках к данной главе использованы объяснения терминов, подготовленные А. 3. Шапиро, взятые из кн.: Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996.)
тоже находили разорванные семейные фотографии, с ней это уже с год происходит.
В кабинете двое:
— Я — мама, это Вася, муж отказался прийти, да и он в командировках все время — деньги зарабатывает. Мы плохо учимся, а тут еще мы стали деньги воровать, покупаем на них жвачку, конфеты и раздаем приятелям.
Комментарии к первому случаю.
Здесь характерно преставление по именам, отсутствуют предъявления родительских идентификаций («отец», «мать»), супружеских («жена», «муж»), присутствуют постоянные препирательства по поводу того, кто и что должен делать, психологическое пространство семьи ограничено поведением («Аня играет на рояле, готовит еду плохо», «Женя работает в мастерской, оборудованной в одной из комнат, слушает рэп по магнитофону, все вместе играют в подкидного дурака, ссорятся из-за проигрыша, очень громко кричат все время, ребенок заброшен, играет в кубики»), переживания выражаются только действиями или интенсивностью крика. Структуру и процесс этой семьи можно охарактеризовать как «подростковую тусовку» и симптом отставания в развитии у ребенка, отражает проблему семьи, примитивность организации и потребность в ее развитии. Что и определило стратегию и тактику работы с семьей.
Комментарии ко второму случаю.
Здесь предъявлены имя и отчество, социальный и должностной статус, затем, в подтверждение, был сообщен и служебный чин, не обозначена никак семейная идентичность (Лена) и предъявлен носитель симптома (дочь Света) и симптом (снохождение, с целью уничтожения фотодокументов существования семьи). Все это отражает структурные и содержательные проблемы данной семьи. «Отца» и «мужа» нет, есть должностное лицо, для которого важен документальный факт существования семьи, как одного из условий служебного роста (год назад семье была предоставлена соответствующая статусу большая служебная квартира), год назад супруги прекратили сексуальную и эмоциональную связь, скрывая это от дочери и окружения «по политическим мотивам», формально сохранив брак, так что от реальной семьи осталась одна дочь
189
и семья, которая ей только сниться. Соответственно, терапевтической задачей здесь стала помощь в осознании членами семьи того факта, что семья им только снится, и надо признать, что пробуждение от такого сна будет не из приятных.
Комментарии к третьему случаю.
Предъявлено, структурно, — тотальная идентификация с ролью (у мамы даже нет имени, просто «мама»), слияние (характерное «мы»), отсутствие мужа и отца, симптом: «Мы воруем», «Не учимся», «Кормим сладостями». Отражены проблемы разделения ответственности, наличие двойственности. Ребенок (кто: сын? подросток?) воспроизводит стереотипы функционирования, сложившиеся в семье, — отец содержит, но не управляет, ребенок не может найти своего места легальным путем (на нелегально добытые деньги кормит сверстников, чтобы занять достойное место в иерархии, вместо того чтобы, например, занять это место легально, например, хорошей учебой или спортивными успехами). Глава семьи добывает деньги, вместо того чтобы достойно выполнять обязанности мужа и отца или хотя бы присутствовать в этом качестве. Терапевтическая задача состоит в помощи семье в построении легальной иерархии, в которой бы форма и содержание власти соответствовали бы друг другу. Метафорически ситуация в этой семье напоминает структуру власти в СССР: формально были все органы власти — правительство, его председатель («отец» и «муж»), но реально вся власть принадлежала КПСС (просто «мама»). И этой семье предстоит нелегкий период — «гласность и перестройка».
Обобщая рассмотрение случаев как примеров работы на первом этапе, нам бы хотелось отметить несколько моментов, относящихся к обеспечению этой работы консультантом. Прежде всего, это навык присутствия с семьей как системой и с каждым, кто ее представляет (если образно, то уметь видеть дом и каждого из его обитателей), и в реализации этого навыка могут быть полезными техники циркулярного61 и генограммно-го62 интервью.
61 Циркулярное интервью — техника, суть которой состоит в том, что консультант спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов об отношениях в семье, такая техника дает боле существенную информацию, как консультанту, так и семье.
62 О методе генограммы см. далее.
188
190
Если первый этап работы с семьей в большей степени направлен на появление и проявление структуры системы (размер системы, статусы, позиции и роли членов семьи, характер иерархии и т. д.) или того, что определяет уровень и характер взаимодействий в системе и поведение семьи в целом, то второй этап в основном ориентирован на работу с содержанием или уровнем отношений и понимания происходящего с семьей и в семье. К. Витакер63 образно обозначает этот этап как «борьбу за стратегию». На наш взгляд, с учетом особенностей современной национальной истории, этот этап работы можно не менее образно обозначить как «гласность и перестройка». Целью данного этапа является определение семьей характера и объема желаемых и достаточных изменений, а также путей и способов их достижения. Важной содержательной задачей данного этапа является определение и актуализация ресурсов, необходимых для реализации желаемых изменений. Под ресурсами мы здесь понимаем потенциалы сопереживания, взаимопонимания и взаимодействия, которыми располагает семья.
В качестве примера, в семье, которая обратилась по поводу конфликтных отношений между матерью и двумя детьми, на первом этапе работы проявилась структурная особенность: отсутствие отца (три года назад погибшего при трагических обстоятельствах). Мать изолировалась в своем горе, желая уберечь детей от травматических переживаний, не предоставляла им возможности горевать по поводу потери отца, и блокировала потребность всей семьи в сопереживании утраты. На втором этапе работы задачей стало построение пространства для сопереживания утраты, что способствовало преодолению «симптома» агрессивных взаимодействий, поскольку они «питались» непрожитой скорбью семьи. Следствием этой работы стал новый уровень отношений в семье, в частности уровень принятия и понимания переживаний другого.
Цели и задачи, стоящие перед семьей, на этом этапе работы предъявляют новые требования к позиции консультанта и навыкам, обеспечивающим эту позицию. К. Витакер образно описывает эту позицию как «играющий тренер», иными словами, если на первом этапе работы семьи «тренер» со
63 Витакер К. Танцы с семьей. М., 1997.
скамейки наблюдает за «командой», то теперь он выходит на поле, чтобы показать или научить «приемам игры» или вместе с «игроками» в тренажерном зале обсуждает и вырабатывает «стратегии победы». Важно отметить, что, «выходя на поле и играя», консультант ни на секунду не должен забывать что он «тренер», а не «игрок»; опасность такой увлеченности образно выразил один из наших коллег, описывая свой опыт работы с семейной системой: «Одно неловкое движение, и ты — отец». С точки зрения работы, осуществляемой семьей, это очень «психодраматический» период, например: «Я должен признать, что 25 лет несчастливых отношений в нашем браке разрушили жизнь и здоровье нашей дочери» — обобщение обсуждения, которое делает муж и отец в присутствии жены и дочери, и на вопрос консультанта: «Что вас заставляло поддерживать эти отношения?», отвечает: «...но у нашего брака был такой потенциал для счастья!».
Очень часто этот период работы связан с раскрытием различных семейных тайн, извлечением «семейных скелетов из шкафа» (например: «Моя прабабушка удочерила мою мать, мать удочерила меня, я удочерила свою дочь, а она совершила ошибку — усыновила мальчика, и он пытается нарушить самый естественный способ заводить детей»), обнаружением и организацией ритуала похорон различных «призраков», традиций и мифов. В качестве примера: «Мой дед погиб в 43 года, отец погиб в 43, мне сейчас 43, и все нормально, правда, я разбил 5 машин в авариях, хотя я не гонщик, я — бухгалтер. И все время вместе с женой в машине!» Все это может отчасти служить иллюстрацией того, что мы образно обозначили как «гласность» или актуализацию ресурса понимания. И, как пример «перестройки», семья, которая обратилась по поводу «нарушения поведения у мужа».
Диалог на определенном этапе работы:
Она (о муже):...злоупотребляет пивом, пропадает в
гараже, женщина завелась. О н: С тех пор как ты набожной стала, связалась с этой
сектой, у тебя то пост, то служение, нельзя и нельзя, у
нас уже два года нормальной близости не было!... Она: Я тут ходила к святому отцу, спрашивала, он сказал,
что теперь можно и в пост... и... нужно!
191
■*no
С позиции консультанта этот период работы требует, если использовать метафору Джея Хейли, «умений мастера боевых искусств», и здесь мы приводим иллюстрацию из его же практики: «Мама все время заставляет меня надевать кофту, а я не хочу». Терапевт: «Придется, маме все время очень холодно»64. На этом этапе уместны различные техники интервенции65 конфронтации, переформулирования, интерпретации, контрпарадоксальные66 и инвариантные предписания и т. д. И единственный критерий для их применения — это уместность в отношении содержания проявленных семьей дисфункций. Обзор всех техник и навыков, обеспечивающих этот этап работы, невозможен в рамках данного пособия, мы можем только контурно обрисовать некоторые подходы и отослать читателей к обширной литературе по этому вопросу67.
Целью последнего этапа консультирования является работа семьи по реализации достижений предыдущего этапа в практику повседневных взаимодействий. Здесь важно отметить, что реальный процесс работы семьи полифоничен, и часто случаются ситуации, когда параллельно идет работа по поводу завершения или реализации достижений, скажем, в области отношений, и это приводит к «проявлению» семьи в качестве новой проблемной структуры. В качестве примера приведем следующую ситуацию.
Супружеская пара, «успешно прояснившая отношения», через некоторое время появляется на приеме по поводу трудностей только что возникшей нуклеарной (здесь в смысле «ядерной», «первичной» — папа, мама и ребенок) семьи и «радуют» консультанта заявлением: «Знаете, а мы хотели назвать ребенка вашим именем,
НП ППТПМ ПЙПРЛУМЯПИ»
64 Саймон Р. Один к одному. Москва: Изд-во «Класс», 1996.
65 Интервенция — действия и предписания, посредством которых консультант внедряется в семейную систему и производит в ней те или иные изменения.
66 Парадоксальные техники состоят в принятии семейным консультантом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в и> преднамеренном преувеличении.
67 Краткий обзор подходов, сложившихся в современной семейной терапии, вы подчерпнете из книги Джозефа Зинкера «В поисках хорошей
гЬппмы» тям же r ппмппжрнмм иы няйлйте список литеоат\/пы.
iac
Теперь, о позиции консультанта на последнем этапе работы. Здесь, если вновь воспользоваться метафорой, «тренеру» пришло время сесть на «скамейку в зале» и «переживать» за игру «команды», периодически устраивая «короткие рабочие совещания в перерывах», с целью поддержки и ободрения «команды игроков». Технически здесь, на наш взгляд, уместны различные домашние задания, техника «греческого хора», различные «комментарии в сторону» и т. д.
И в завершение нашего краткого обзора нам бы хотелось упомянуть еще об одном, важном с методической точки зрения, навыке или, точнее, умении семейного консультанта — чувстве юмора, ведь недаром один из основоположников семейной терапии Морено завещал написать на своей могиле: «Человеку, который принес в терапию юмор».
ОПИСАНИЕ МЕТОДА ГЕНОГРАММЫ
В этом разделе68 мы кратко опишем метод генограммного анализа семейных систем, который используется как для психотерапевтических, так и да учебных и исследовательских целей.