Б. Символы, описывающие стереотипы и характер взаимоотношений в семье

При описании характера отношений часто приходится сталкиваться с так называемым «расемон эффектом» (по одно­именному фильму Акиро Курасавы «Расемон»), проявляющимся в том, что разные члены семьи по-разному описывают отношения, зачастую противореча друг другу, и в генограмме необходимо зафиксировать все точки зрения, обозначив их, например, раз­ным цветом.

Очень близкие отношения.

Конфликтные отношения

Б 71

198

Отдаленность в отношениях.

Отчужденность или разрыв отношений (с датами).

Тесные и конфликтные отношения.

В. Медицинская информация: хронические заболева­ния, госпитализации, причина смерти и т. д.

Г. Другая информация, имеющая значение для жизни семьи:

• этническая принадлежность;

• вероисповедание или его изменения;

• образование;

• занятость или безработица;

• служба в армии;

• увольнение;

• юридические проблемы;

• физическое насилие или инцест;

• расстройства питания;

• злоупотребление алкоголем или наркотиками;

• курение;

• даты, когда члены семьи покидали дом;

• текущее местонахождение членов семьи.

199

2. Образец бланка, используемого для составления генограммы

ГЕНОГРАММА*

Фамилия семьи______________

Дата заполнения_____________

Кем заполнено______________

Адрес семьи________________

Гипотезы, события

Значимые другие

* П 1, П 2, П 3 — соответственно первое, второе, третье поколение.

3. Краткое описание интервью для составления генограммы

Человек, на которого составляется генограмма. Супруги и дети.

Имя, дата рождения, род занятий, состоял ли в браке: если да, то имена супругов, имена и пол детей от каждого брака, включая приемных, усыновленных. Были ли мертво­рожденные и выкидыши. Даты браков, расставаний, разводов. Даты рождения, смерти и ее причина. Образование и род занятий членов семьи. Кто проживает в семье сейчас.

Родительская семья.

Имя матери, отца. Количество детей в родительской се­мье, их пол, имена, даты рождений, включая приемных детей. Были ли выкидыши, аборты. Даты брака, развода родителей. Образование, род занятий родителей. Дата и причина смерти. Кто еще проживал в родительской семье.

П 1

ПЗ

П2

200

Семьи, в которых росли мать и отец.

Имена бабушек и дедушек, даты их браков, разводов. Имена, пол и даты рождения детей. Образование и род за­нятий. Даты и причины смерти.

Национальные и религиозные особенности.

Национальность, вероисповедание, родной язык членов семьи.

Миграция, переезды на новое место жительства. Зна­чимые другие.

Укажите других людей, живших в семье или оказывавших влияние на нее.

Информация о проблемах каждого:

• серьезные медицинские, поведенческие или эмоцио­нальные проблемы;

• проблемы с работой;

• проблемы с наркотиками или алкоголем;

• серьезные юридические проблемы. Информация об отношениях:

• степень близости;

• отдаленность или конфликтность;

• разрыв отношений;

• сверхзависимость (со-зависимость).

4. Краткое описание критериев, используемых для

интерпретации составленной генограммы семьи в процессе

терапевтической работы с семьей

Категории интерпретации генограмм Категория 1: Семейная структура

А. Состав семьи

1. Целостная нуклеарная семья (семья из трех членов: мать, отец, ребенок).

2. Одинокая супружеская семья.

3. Неполная семья.

4. Семья с тремя поколениям.

5. Семья с неродными членами.

Б. Констелляция сиблингов (братьев и сестер)

1. Количество детей.

2. Пол детей.

3. Разница в возрасте.

4. Другие факторы:

• время рождения каждого ребенка в контексте семейной истории;

• особенности детей;

• семейные «программы» для детей;

• родительские предпочтения ожидаемого пола детей;

• родительские роли в отношениях между детьми (напри­мер, кто-то из детей выполняет родительские функции).

В. Необычные семейные конфигурации Категория 2: Повторяемые жизненные циклы семьи (например, «психологический развод» супругов после рождения каждого ребенка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: