При описании характера отношений часто приходится сталкиваться с так называемым «расемон эффектом» (по одноименному фильму Акиро Курасавы «Расемон»), проявляющимся в том, что разные члены семьи по-разному описывают отношения, зачастую противореча друг другу, и в генограмме необходимо зафиксировать все точки зрения, обозначив их, например, разным цветом.
Очень близкие отношения.
Конфликтные отношения
Б 71
198
Отдаленность в отношениях.
Отчужденность или разрыв отношений (с датами).
Тесные и конфликтные отношения.
В. Медицинская информация: хронические заболевания, госпитализации, причина смерти и т. д.
Г. Другая информация, имеющая значение для жизни семьи:
• этническая принадлежность;
• вероисповедание или его изменения;
• образование;
• занятость или безработица;
• служба в армии;
• увольнение;
• юридические проблемы;
• физическое насилие или инцест;
• расстройства питания;
• злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• курение;
|
|
• даты, когда члены семьи покидали дом;
• текущее местонахождение членов семьи.
199
2. Образец бланка, используемого для составления генограммы
ГЕНОГРАММА*
Фамилия семьи______________
Дата заполнения_____________
Кем заполнено______________
Адрес семьи________________
Гипотезы, события
Значимые другие
* П 1, П 2, П 3 — соответственно первое, второе, третье поколение.
3. Краткое описание интервью для составления генограммы
Человек, на которого составляется генограмма. Супруги и дети.
Имя, дата рождения, род занятий, состоял ли в браке: если да, то имена супругов, имена и пол детей от каждого брака, включая приемных, усыновленных. Были ли мертворожденные и выкидыши. Даты браков, расставаний, разводов. Даты рождения, смерти и ее причина. Образование и род занятий членов семьи. Кто проживает в семье сейчас.
Родительская семья.
Имя матери, отца. Количество детей в родительской семье, их пол, имена, даты рождений, включая приемных детей. Были ли выкидыши, аборты. Даты брака, развода родителей. Образование, род занятий родителей. Дата и причина смерти. Кто еще проживал в родительской семье.
П 1
ПЗ
П2
200
Семьи, в которых росли мать и отец.
Имена бабушек и дедушек, даты их браков, разводов. Имена, пол и даты рождения детей. Образование и род занятий. Даты и причины смерти.
Национальные и религиозные особенности.
Национальность, вероисповедание, родной язык членов семьи.
Миграция, переезды на новое место жительства. Значимые другие.
Укажите других людей, живших в семье или оказывавших влияние на нее.
Информация о проблемах каждого:
• серьезные медицинские, поведенческие или эмоциональные проблемы;
|
|
• проблемы с работой;
• проблемы с наркотиками или алкоголем;
• серьезные юридические проблемы. Информация об отношениях:
• степень близости;
• отдаленность или конфликтность;
• разрыв отношений;
• сверхзависимость (со-зависимость).
4. Краткое описание критериев, используемых для
интерпретации составленной генограммы семьи в процессе
терапевтической работы с семьей
Категории интерпретации генограмм Категория 1: Семейная структура
А. Состав семьи
1. Целостная нуклеарная семья (семья из трех членов: мать, отец, ребенок).
2. Одинокая супружеская семья.
3. Неполная семья.
4. Семья с тремя поколениям.
5. Семья с неродными членами.
Б. Констелляция сиблингов (братьев и сестер)
1. Количество детей.
2. Пол детей.
3. Разница в возрасте.
4. Другие факторы:
• время рождения каждого ребенка в контексте семейной истории;
• особенности детей;
• семейные «программы» для детей;
• родительские предпочтения ожидаемого пола детей;
• родительские роли в отношениях между детьми (например, кто-то из детей выполняет родительские функции).
В. Необычные семейные конфигурации Категория 2: Повторяемые жизненные циклы семьи (например, «психологический развод» супругов после рождения каждого ребенка).