Лан) прикладное искусство арабского востока

Художественные ремесла в Халифате достигли невиданной ранее высоты. Это объясняется не только ростом городов (причина, общая для всего средневековья), но и тем, что в ДПИ проявились художественные устремления народа, его потребность в творчестве, сдерживаемая догмами ислама.
Многие отрасли ремесла возникли и получили наибольшее развитие в старых культурных центрах, завоеванных арабами (Сирии, Иране), или же в областях арабской культуры более поздней эпохи — в Египте и Мавританской Испании 12—14 веков.
В городах и селениях Халифата процветали текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия и металлических сосудов.
В орнаментике тканей (как и в других искусствах) проявляются традиции восточно-сасанидского искусства и традиции, шедшие с территорий, некогда входивших в состав Византийской империи.
Производство керамики в Халифате достигло высокого совершенства. Особым спросом пользовалась люстровая посуда (Люстр — краска, содержащая соли меди и серебра. Рисунок люстром наносился после обжига на уже готовое изделие, покрытое непрозрачной, обычно белой глазурью. Затем следовал вторичный обжиг, во время которого происходило восстановление металла из солей люстровой краски, и сосуд приобретал характерный золотисто-коричневый теплый блеск.), отливающая металлическим блеском.
В росписи художественной керамики прослеживается определенная эволюция от фигурных изображений (Фустат) к орнаментальным (Самарра). Чрезвычайное развитие получили эпиграфический орнамент черным по белому или черным по красному.
Центром производства художественной бронзы являлись Закавказье и примыкающие к нему области северо-западного Ирана и северной Месопотамии.
Из бронзы производились главным образом сосуды большого размера — котелки, тазы, высокие подсвечники.
Особый интерес для нас представляют фигурные сосуды 8 века из бронзы — водолеи, курильницы и просто декоративные фигуры, изображающие петуха, утку, фазана, коня, орла. Предметы утилитарного назначения, они, по сути дела, являются мелкой пластикой и свидетельствуют о стремлении художников передать лаконичными средствами характерные особенности и повадку животных.
Однако к 9 веку в металлопластике находят свое отражение те же тенденции, что и в памятниках монументального искусства. Реальные формы уступают место схематичным и стилизованным. Поверхности фигур начинают использоваться как фон для орнамента.
Орнаментальное начало доминирует над сюжетным.
Прикладное искусство Востока, в частности Халифата, оказало сильнейшее влияние на европейское художественное ремесло

30 (Калинина).орнамент и его роль в арабком восточном искусстве Орнамент приносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. К особенностям арабского искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор.Орнамент играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих -- линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Орнаменты состоят из пересекающихся линий, наложенных на узоры до такой степени различные, что они отличаются друг от друга практически в каждом соединении. Арабский художник использовал в орнаментике множество символов - геометрических фигур - ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды и т.д., растительные элементы - цветок и побеги лотоса, ви ноград и его листья. Само растение в орнаментальном искусстве несло определенные понятия

Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу боязнь пустоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: