Рекомендации для различной тематики дипломного проектирования

Перечень рекомендуемых документов правового обеспечения для разной тематики (направлений) дипломного проектирования представлены в таблице 1, а их форма и содержание в приложениях.

Таблица 1 – Документы правового обеспечения в зависимости от тематики

дипломного проектирования

№ п/п Тематика дипломного проектирования Документы правового обеспечения
А Б
  Разработка стратегии развития, повышения конкурентоспособности Решение Совета директоров (в виде протокола) об утверждении стратегии Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) об утверждении плана реализации стратегических мероприятий План мероприятий по реализации стратегии, достижении конкурентных преимуществ
  Разработка бизнес-плана, инвестиционного проекта Решение Совета директоров (в виде протокола) об утверждении бизнес-плана или инвестиционного проекта Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) о проведении конкретных мероприятий и утверждении локальных актов организации, закрепляющих изменения Программа управления рисками Календарный план реализации проекта развития
  Совершенствование системы сбыта, маркетинга Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) о проведении конкретных мероприятий и утверждении локальных актов организации, закрепляющих изменения в системе сбыта Положение о маркетинговой политике предприятия Положение о рекламной политике предприятия (в том числе план рекламных мероприятий) Положение о сервисном (гарантийном) обслуживании Ценовая политика предприятия (в том числе правила предоставления скидок)
  Оптимизация системы снабжения и закупок, товародвижения Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) о проведении конкретных мероприятий и утверждении локальных актов организации, закрепляющих изменения в системе снабжения Правила выбора поставщиков Положение о закупках Положение об ассортиментной политике предприятия Положение об учетной политике предприятия
  Совершенствование системы управления персоналом и кадровой политики предприятия Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) об утверждении локальных актов организации, закрепляющих изменения системы управления персоналом Правила внутреннего трудового распорядка Положение об оплате труда Положение об адаптации новых работников Положение о проведении аттестации Порядок подбора, отбора и приема на работу персонала Правила создания кадрового резерва Порядок ведения кадрового делопроизводства Инструкции по охране труда Приказы о приеме на работу, увольнении, переводе
  Проектирование (изменение) организационной структуры Приказ единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) об утверждении локальных актов организации, закрепляющих изменения организационной структуры Штатное расписание Положения об отделах (службах) Положение о филиале (представительстве) Положение о розничной торговой точке Должностные инструкции
  Совершенствование систем управления человеческими ресурсами Положение о конкурсном отборе, «профили успеха» на должности Планы социализации и адаптации персонала, наставничество и научный редизайн Положение о периодической оценке, об аттестации персонала Положение о материальном стимулировании, о вознаграждении по результатам соревнования Программы социальной поддержки, предоставляемых льгот, оздоровления, участия в успехе, развития карьеры Положение о персональных данных работника, о коммерческой тайне, об охране труда и охране компании

Нормативно-правовой аспект стратегического развития состоит из следующих основных частей:

- во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которых предприятие формирует торговую стратегию и осуществляет свою деятельность;

- во-вторых, учетная политика предприятия, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый процесс финансирования деятельности в рамках подразделений компании.

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы имеет органы управления. О́рган (управле́ния) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) — один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, через которые общество осуществляет свою правоспособность. При этом два из них — общее собрание и единоличный исполнительный орган — являются обязательными, а создание Совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа отнесено на усмотрение самого общества (за исключением акционерных обществ с числом акционеров более пятидесяти, для которых Законом РФ «Об акционерных обществах» также предусмотрено обязательное избрание Совета директоров).

Структура органов юридического лица:

1 Органы управления:

- Общее собрание;

- Совет директоров;

- Коллегиальный исполнительный орган;

- Единоличный исполнительный орган.

2 Органы контроля:

- Ревизионная комиссия (ревизор);

- Аудитор юридического лица.

Органы управления в коммерческой организации можно классифицировать по нескольким параметрам:

- по количественному составу — различают коллегиальные органы управления (общее собрание, совет директоров и коллегиальный исполнительный орган), состоящие из группы лиц, и единоличный орган управления (единоличный исполнительный орган), являющийся физическим либо юридическим лицом. При этом, однако, общее собрание может быть представлено единственным акционером или участником. В этом случае законодательством предусмотрены облегченные процедурные требования к созыву таких общих собраний и порядку принятия ими решений.

- по характеру управленческой деятельности — различают стратегические органы управления (общее собрание и совет директоров) и оперативные (исполнительные) органы управления (единоличный и коллегиальный исполнительные органы).

- по типу лиц, могущих входить в состав того или иного органа, — различают органы, состоящие исключительно из физических лиц (совет директоров и коллегиальный исполнительный орган), и органы, которые могут быть представлены как физическими, так и юридическими лицами (общее собрание, единоличный исполнительный орган).

- по отрасли права, регулирующей отношения общества с лицами, входящими в состав органов управления, — различают органы управления, деятельность которых регулируется исключительно гражданским законодательством (общее собрание, совет директоров), и органы управления, деятельность которых регулируется как гражданским, так и трудовым законодательством (коллегиальный и единоличный исполнительный органы).

Функционирование органов управления в обществе осуществляется по принципу разграничения полномочий. При этом наиболее важные вопросы деятельности общества отнесены к компетенции общего собрания, а вопросы оперативного управления — к компетенции единоличного исполнительного органа. При этом иногда говорят о принципе «остаточной компетенции» единоличного исполнительного органа, поскольку, как считается, в его ведение входит решение всех вопросов, которые прямо не отнесены к компетенции иных органов управления общества законами РФ и Уставом общества.

При разработке мероприятий стратегического планирования важно учитывать структуру и компетенцию органов управления предприятием. Стратегические решения принимаются и исполняются на разных уровнях управления. Уровень принятия стратегического решения будет зависеть от размеров необходимого финансирования мероприятий (например, крупной может считаться сделка на сумму более 25% активов предприятия), от наличия (отсутствия) в структуре предприятия совещательных органов управления (например, Совета директоров в ООО или ЗАО может и не быть), от сущности проводимых изменений (реорганизация, изменение организационной структуры предприятия, создание филиала или открытие представительства, организация нового производства, осуществление нового вида деятельности).

Компетенция органов управления раскрывается в учредительных документах предприятия, Положениях о структурных подразделениях, трудовых договорах с руководящими работниками, выданных доверенностях. Классификация полномочий органов управления юридических лиц в сфере принятия стратегических решений установленная законодательством представлена в Таблице 2.

Таблица 2 – Компетенция в сфере принятия стратегических решений

№ п/п Форма предприятия Уровни принятия стратегических решений
Общее собрание Совет директоров (наблюдательный совет) Генеральный директор Директор филиала (представительства)
А Б В Г Д
1. Акционерное общество (АО) Ст.103 ГК РФ, ст.48 ФЗ «Об АО» Ст.103 ГК РФ, ст.65 ФЗ «Об АО» Ст.103 ГК РФ, ст.69 ФЗ «Об АО» Ст.55 ГК РФ, ст.5 ФЗ «Об АО»
Реорганизация; увеличение уставного капитала; участие в ФПГ, ассоциациях (союзах) и других юридических лицах; совершение крупных сделок (более 25% стоимости активов) Если создание Совета директоров предусмотрено Уставом, то к его компетенции в Уставе могут быть отнесены вопросы: определение приоритетных направлений деятельности; размещение облигаций; использование резервного и иных фондов; утверждение внутренних документов, за исключением тех, утверждение которых отнесено Уставом к компетенции общего собрания акционеров или к компетенции исполнительных органов; создание филиалов и открытие представительств; совершение крупных сделок (от 25 до 50% стоимости активов) Все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Распоряжается имуществом, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Все вопросы руководства текущей деятельностью филиала (представительства), в пределах предоставленных доверенностью и трудовым договором полномочий.
2. Общество с ограничен ной ответствен ностью (ООО) Ст.91 ГК РФ, ст.33 ФЗ «Об ООО» Ст.91 ГК РФ, ст.32 ФЗ «Об ООО» Ст.91 ГК РФ, ст.40 ФЗ «Об ООО» Ст.55 ГК РФ, ст.5 ФЗ «Об ООО»
Определение основных направлений деятельности общества; реорганизация; увеличение уставного капитала; участие в ассоциациях (союзах) и других юридических лицах; утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества); размещение облигаций; создание филиалов и открытие представительств; совершение крупных сделок (более 25% стоимости имущества общества) Если создание Совета директоров предусмотрено Уставом, то к его компетенции в Уставе могут быть отнесены вопросы: определение основных направлений деятельности общества; участие в ассоциациях (союзах) и других юридических лицах; утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества); создание филиалов и открытие представительств; совершения крупных сделок (от 25 до 50% стоимости имущества общества) Все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания или совета директоров общества. Распоряжается имуществом, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Все вопросы руководства текущей деятельностью филиала (представительства), в пределах предоставленных доверенностью и трудовым договором полномочий.
3. Производст венные кооперативы Ст.110 ГК РФ, ст.15 ФЗ «О производственных кооперативах» Ст.110 ГК РФ, ст.16 ФЗ «О производственных кооперативах» Ст.110 ГК РФ, ст.17 ФЗ «О производственных кооперативах» Ст.55 ГК РФ
Определение основных направлений деятельности кооператива; реорганизация; создание филиалов и открытие представительств; участие в ассоциациях (союзах) и других юридических лицах. Решает вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета В компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива. В пределах полномочий, предоставленных уставом кооператива, председатель кооператива распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Все вопросы руководства текущей деятельностью филиала (представительства), в пределах предоставленных доверенностью и трудовым договором полномочий.
4. Унитарные предприятия Ст.110 ГК РФ, ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» - Ст.110 ГК РФ, ст.21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Ст.55 ГК РФ, ст.5 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Собственник имущества определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; реорганизация; создание филиалов и открытие представительств; участие в ассоциациях (союзах) и других юридических лицах; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом; совершение крупных сделок (более 10% Уставного фонда) - Руководитель унитарного предприятия совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия. Все вопросы руководства текущей деятельностью филиала (представительства), в пределах предоставленных доверенностью и трудовым договором полномочий.

В организациях работающих от имени индивидуального предпринимателя стратегические решения, как правило, принимаются самим предпринимателем, либо директором, принятым на работу для управления бизнесом предпринимателя.

В разделе правового обеспечения бизнес-планирования рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы. Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом студент должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.

Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом. Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:

1 Дата создания и регистрации фирмы.

2 Где и кем она зарегистрирована.

3 Учредительные документы.

4 Зарегистрированный офис.

5 Форма собственности.

6 Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.

7 Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.

8 Копии лицензий на виды деятельности, являющейся предметом рассмотрения в бизнес-плане.

9 Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.

10 Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договоры на аренду, торговые марки и знаки и т.д.)

При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:

11 Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.

12 Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.

13 Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).

14 Особенности правовой системы страны рынка в части:

а) налоговой системы;

б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;

в) патентной защиты;

г) правил техники безопасности;

д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламы;

е) основных прав потребителей и системы их защиты;

ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.

Правовая среда оказывает сильное влияние и на маркетинговую деятельность. Развитие маркетинга немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования маркетинговых отношений, формирует и совершенствует эти отношения.

Особую актуальность в маркетинговой деятельности на рынке приобретает довольно непростая проблема согласования ее с правовыми нормами, очерчивающими правовые рамки для участников этой деятельности. Право регулирует взаимодействие участника маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно построить отношения с потребителями, предельно удовлетворить их запросы и реализовать их экономические интересы; провести маркетинговые исследования, не выходя за рамки закона, в частности, не нарушив режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайн, осуществить исследование намерений покупателей, не нарушив прав и законных интересов опрашиваемых; предупредить нарушения антимонопольного законодательства и т.д.

Рассматривая маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует обратиться к законодательству, регламентирующему составляющие его элементы - товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации. Для характеристики комплекса маркетинга, в частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товаро-распределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т.д.); правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.

По мере развития маркетинга, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. Основное назначение правового обеспечения маркетинга - регулировать, защищать и поддерживать маркетинговую деятельность правовыми средствами.

Потребность в развитии и использовании на практике правового регулирования маркетинга стала особенно ощущаться в последнее время, в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование маркетинговых отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.

Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Отечественные законы недостаточно защищают интересы и права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых за рубежом, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики и, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга развитых стран.

Правовой аспект качества относится к выработке нормативно-технической документации, порядку ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения и учета. Конституция Российской Федерации относит стандарты к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Законодательную и нормативную базу национальной системы управления качеством составляют федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет правовые основы, участников, правила разработки и добровольность применения стандартов в Российской Федерации. Реформа технического регулирования заменяет государственную систему стандартизации на национальную систему, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям установленным в нормативно-технической документации.

Значимость деятельности по совершенствованию качества определена Российской Академией проблем качества, которая сформулировала концептуальное определение: качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

Концепция развития национальной системы стандартизации одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 №266-р. Стратегическими целями развития национальной системы управления качеством определены: повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внешнем рынке; обеспечение научно-технического прогресса, обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности и содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.

Концепция всеобщего управления качеством во всем мире заменила маркетинговую концепцию управления бизнесом и определила главным принципом ориентацию на потребителя. Необходимо построить специальную систему для управления качеством, состоящую из взаимосвязанных элементов: организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Система качества реализует политику организации в области качества.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни. Продавец или исполнитель обязан передать потребителю товар, выполнить работу оказать услугу качество которых соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям.

До принятия закона РФ «Об обеспечении единства измерений» не было законодательных норм в области метрологии. Многообразие форм собственности привело к противоречиям между обязательностью государственных испытаний средств измерений, их проверки, государственным надзором и свободой субъектов хозяйственной деятельности. Статьи закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение обязательных требований. Во исполнение принятого закона Правительство РФ утвердило «Положение о государственных научно-метрологических центрах», «Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц», «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений», «Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации».

Отставание национальной системы стандартизации и сертификации во многом предопределило проблемы отечественных предприятий в условиях современной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Управление качеством является сложной проблемой. Методология решения которой включает стандартные методы организации, анализа, организационного проектирования и новый подход к предприятию как к сложной системе. Создание необходимой правовой базы позволяет устранить барьеры для внедрения новшеств в управление качеством и сохранению Российской Федерацией ведущей экономической позиции.

Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.

Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации. В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

Правовые акты ненормативного характера - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ осуществляется, кроме трудового законодательства, и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется т акже коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. То есть локальные нормативные акты в сфере трудовых отношений являются частью системы трудового законодательства. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для судов общей юрисдикции, в частности, при рассмотрении любых трудовых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, арбитражных судов.

Исходя из положений, записанных в Трудовом кодексе Российской Федерации, различают два вида локальных нормативных актов.

Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса).

Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Работодателю, необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. К ним, в частности, относятся:

а) изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (в этих случаях работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ);

б) отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ;

в) привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

г) регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);

д.) определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ);

е) привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК РФ);

ж) порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ);

З.) утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков
(ст. 123 ТК РФ);

и) определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

к) принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений
(ст. 180 ТК РФ);

л) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

м) утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ);

н) увеличение в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);

о) утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);

п) установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302
ТК РФ);

р) установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ);

с) установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).

Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, следующие вопросы:

а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);

б) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

в) принятие локальных нормативных актов, устанавливающим системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);

г) утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);

д.) определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

е) принятие локальных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

ж) утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК РФ);

з) определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч. З ст. 196 ТК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: