Сущность правового регулирования управления хозяйственной деятельностью предприятий

Управление самым тесным образом взаимодействует с правом, приобретает во многих случаях правовую форму, использует силу права, осуществляется в установленных правовых процедурах. Правовые аспекты управления принципиальны для практики управления, поскольку их незнание (или игнорирование) превращает часто управленческие решения и действия в ничтожные.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных социальных норм. Они выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения.

Органы государственной власти и принимаемые ими нормативные правовые акты, другие государственные учреждения и структуры, оказывают влияние и ограничивают деятельность хозяйствующих субъектов.

На хозяйственную деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду издавшего их органа. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Хозяйственная деятельность предприятий в любой сфере бизнеса должна соответствовать требованиям следующих федеральных законов:

- «Трудовой кодекс РФ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

- «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

- «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ

- «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

- «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Главным источником является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый «экономической конституцией». ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере бизнеса, а также различные направления хозяйственной деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховая, строительство, транспорт, банковская деятельность и т.д.).

Важнейшим звеном в системе источников правового регулирования хозяйственной деятельности являются другие федеральные законы. В зависимости от области деятельности, регулируемой теми или иными федеральными законами, их можно типологизировать на следующие группы:

1) отношения субъектов бизнеса в деятельности с потребителями - регулируются нормами ФЗ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

2) вопросы сбыта, торговли, общественного питания и бытового обслуживания - ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», ФЗ от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», ФЗ от 31.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ», и др.;

3) отношения, возникающие в сфере товарной политики, - ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ и др.;

4) ценообразование - например, Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

5) конкурентные отношения – Законом РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

6) исследования, получение, использование и распространение информации – ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»;

7) продвижение продукции обслуживается в основном ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;

8) правовое обеспечение в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

- ФЗ от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ от 20.02.1992 №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» - на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая торгово-посреднические услуги в биржевой деятельности;

- ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» и ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - банковская деятельность;

- ФЗ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» - страховая деятельность;

- ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - в туристской деятельности;

- ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», ФЗ от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», ФЗ от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране»– в охране и связи;

- ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ от 28.05.2003 №61-ФЗ «Таможенный кодекс РФ» – международная деятельность;

- ФЗ от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ФЗ от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», ФЗ от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» - на транспорте;

- ФЗ от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ФЗ от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - в сфере сельского хозяйства;

- ФЗ от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ» - в строительстве и т.д.

В зависимости от организационно-правовой формы предприятия студенты должны использовать следующие нормативно-правовые акты:

- ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

- ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативов»;

- ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

- ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопленных кооперативов»;

- ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

- ФЗ от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативов граждан»;

- ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Надо заметить, что нормы, регулирующие деятельность предприятий, содержатся не только в кодексах и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам, постановления Правительства РФ - федеральным законам и указам Президента РФ; в свою очередь акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих хозяйственную деятельность, в частности, находятся:

- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование;

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, регулирующие сферу сбыта;

- Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995 г. № 147, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений и др.

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих хозяйственную деятельность предприятий, входят и акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов можно назвать Закон Курганской области от 05.05.2007 №243 «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Курганской области», Решение Курганской городской Думы от 18.04.2001 N 48 «О порядке распространения объектов наружной рекламы и информации в городе Кургане».

В сфере хозяйственной деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют деятельность конкретных предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил деятельности хозяйствующего субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в организации может регламентироваться локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне организации.

Для наиболее эффективной работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности положения о службе маркетинга и других подразделениях предприятия (в качестве примера можно сослаться на Положение о коммерческом центре (КЦ) Акционерного московского общества «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО «ЗИЛ»), Положение об отделе маркетинга и стимулирования сбыта КЦ АМО «ЗИЛ»), а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование деятельности предприятия. Примеры положений о структурных подразделениях, филиалах и представительствах представлены в приложениях 1, 2, 3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: