Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины отклонений в воспитании различны. Из них наиболее частые:

1. Низкая педагогическая культура родителей.

2. Личностные особенности самих родителей.

Среди личностных особенностей родителей, влияющих на воспитание, определенные нарушения предопределяют акцентуации и психопатии. Неустойчивая акцентуация родителей приводит к воспитанию, характеризующиеся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Эпилептоидная акцентуация обуславливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Cенситивная или конформная акцентуация также может обуславливать доминирование. Истероидная психопатия (акцентуация) обуславливает противоречивый тип воспитания: демонстративная забота и любовь на людях и эмоциональное отвержение наедине с ребенком.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка разнообразны. Выделяю несколько наиболее часто встречающихся проблем, перенос решения которых в сферу воспитания оказывает влияние на особенности развития ребенка и формирование у него сообразных воспитанию механизмов защит. К подобного рода проблемам относят: расширение сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств, воспитательская неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (Эйдемиллер, Юститцкис). В основе неправильного воспитания в этом случае лежит какая-то личностная, чаще неосознаваемая проблема, неудовлетворенная (фрустрированная) потребность. Родитель пытается разрешить проблему, удовлетворить потребность за счет воспитания ребенка.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения оказываются нарушенными - нет супруга, или отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании. Нередко мать, реже отец, не вполне осознавая, хотят чтобы ребенок был для них чем-то большим чем просто ребенок. Родители хотят, чтобы ребенок хотя бы частично удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые должны были быть удовлетворены в отношениях супругов - потребность во взаимной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (часто противоположного пола) всю “любовь”. В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителей возникает страх перед его самостоятельностью. Родитель стремится удержать подростка с помощью доминирующей или потворствующей гиперпротекции. Иногда матери осознают ревность к подругам сына, но чаще прячут ее за многочисленными придирками к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств(ПДК). У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, для них ребенок все еще “маленький”. Нередко они открыто признают что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими детьми не так уж интересно. Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них переместилась любовь родителей, в связи с этим, свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Воспитательная неуверенность родителя (ВН). При данном типе нарушений воспитания происходит перераспределение власти в семье в пользу ребенка. Ребенок сумел найти “слабое место” родителя. Это могут быть психастенические черты родителя, или отношения родителя с его собственными родителями. Дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают к ним то же чувство” неоплаченного должника”.

Фобия утраты ребенка(ФУ). Повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о “хрупкости ребенка, его болезненности”.

Источниками этих переживаний могут быть:

1. Смерть предыдущего ребенка

2. Перенесенные ребенком тяжелые заболевания

3. Долгое ожидание беременности

Страх утраты одних родителей заставляет поспешно удовлетворять любые желания ребенка (потворствующая гиперпротекция), других - мелочно опекать его(доминирующая гиперпротекция).

Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей детей с отклонениями характера, что очень ими (родителями) осознается, еще реже признается. Внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхности интереса к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, неиспытанность родительского тепла. Другой причиной может быть выраженная шизоидность. Родительские чувства, нередко, слабее у очень молодых родителей, с возрастом они имеют тенденцию усиливаться. При относительно благоприятных условиях жизни семьи, неразвитость родительских чувств обуславливает гиперпротекцию и эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных конфликтных отношениях в семье, на ребенка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей. Тип воспитания”повышенная моральная ответственность”- либо к ребенку возникает раздражительно – враждебное отношение. Для женщин с НРЧ характерны эмансипационные устремления любым путем устроить свою жизнь.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). Нередко случается, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, лень, влечение к алкоголизму, несдержанность, негативизм и др. Борьба родителя с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него этого качества нет.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Воспитание превращается в “поле битвы” конфликтующих родителей. Они получают возможность открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь заботой о благе ребенка. Мнения бывают диаметрально противоположные. Легко выясняется, что каждого интересует не столько “как воспитывать”, сколько “кто прав в воспитательных спорах”. Именно “строгая” сторона, как правило, является инициатором обращения к специалисту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: