Преемственность психозащитного существования в семье

Влияние близких взрослых на становление эмоционального отношения ребенка к миру имеет решающую роль. Родительская любовь является основой формирования доверительного отношения ребенка к окружающей среде и предопределяет характер его внутреннего мироощущения (Ф.Е. Василюк, М.В. Осорина, В.В. Лебединский, А. И. Захаров, Э. Эриксон).

Проблема социальной адаптации ребенка в большей степени обусловлена не конкретно его развитием, а развитием системы «ребенок— взрослый» (Л.С. Выготский).

Окружение близких взрослых — первая исходная форма становления внутреннего мира ребенка, его самосознания, фактор, определяющий характер его субъективных переживаний. Между самоощущением ребенка и его переживанием субъективно значимых отношений к близким взрослым существует выраженная зависимость (О. В. Лобза). Наиболее выраженной проблема формирования эмоционального отношения к окружающей среде становится в конце дошкольного возраста. Исследования О.В. Лобзы показывают, что данный период характеризуется уменьшением числа детей с эмоциональным благополучием. Эмоциональное неблагополучие как аффективное состояние, вызванное фрустрацией потребности ребенка в безопасности, принятии и поддержке со стороны близких взрослых, выражается в доминировании негативных переживаний.

Развитие системы «ребенок-взрослый» в значительной степени определяется стратегиями близкого взрослого. В качестве базовых признаков, определяющих направленность родительских стратегий, выступают эмоциональное отношение (любовь, принятие—отвержение) и отношение к потребностям ребенка, степень свободы, предоставляемая ребенку (чрезмерная опека, излишняя требовательность - гипоопека).

По данным О.В. Барсуковой, 88% родительских стратегий относятся к деструктивным: излишняя дистанция, отвержение ребенка — 12%; излишняя концентрация на ребенке, гиперсоциализация — 40%; излишняя инфантилизалщя ребёнка — 36%. Только 12% стратегий характеризуются оптимальным контактом родителей и ребенка.

Результаты исследований показывают, что между определенными стратегиями родителей и поведенческими характеристиками детей прослеживается тесная взаимосвязь. В этих взаимосвязях наиболее негативным и опасным является агрессивное поведение детей и злоупотребление ими психоактивными веществами.

В исследовании Н.С. Курек показана взаимосвязь жестокого обращения родителей с детьми и употребление последними психоактивных веществ в подростковом возрасте. Наиболее значимыми являются отношения с матерью, больше страдают от этого девушки.

Е.С. Меньшикова исследовала отдаленные последствия жестокого обращения с детьми, и также отмечает взаимосвязь между проявлениями жестокости и злоупотреблением психоактивными веществами. Кроме этого, выявляется факт большей вероятности жестокого поведения у взрослых, которые в детстве подвергались насилию или были свидетелями жестокого поведения.

Результаты исследования Л.М. Шипицыной, Е.С. Ивановой, Н.В. Стеценко показывают высокий суицидальный риск у детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации.

По данным Н.Н. Корытенковой, развитию агрессии детей способствует властное, подавляющее отношение родителей к ребенку в семье и индифферентное, пассивное отношение к ребенку, воспитываемому в школе-интернате.

Таким образом, дети, лишенные гармоничных семейных взаимоотношений, прибегают к компенсаторной психологической защите.

По нашим данным (О.В. Шатровой, Е.Е. Алексеева), деструктивное влияние родителей, препятствующее социальной адаптации ребенка, обусловлено использованием ими таких защитных механизмов, как проекция и вымещение.

Преемственность от родителей к детям психозащитного существования в социальной среде показывают исследования Е.В. Чумаковой. Дети используют психологические защиты либо в силу идентификации с родительским поведением, либо как помощь от деструктивного влияния, обусловленного защитными стратегиями родителей. Такую ситуацию можно изменить, это подтверждают исследования О.В. Барсуковой, целенаправленным и активным осознанием и изменением родителями их влияния, оказываемою на ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: