Виды дисгармоничного семейного воспитания

Воспитание - процесс, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать их. Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению всех его возможностей и осуществлению их реализации.

В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, никто из членов семьи не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Семья не может быть гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшем окружением, изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему. Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению всех его возможностей и осуществлению их реализации.

Для гармоничного воспитания характерно:

1. Забота о ребенке

2. Поощрение

3. Наказание, если оно неизбежно, должно быть конкретным, сразу следовать за поступком, не должно быть несколько наказаний за один поступок.

4. Запреты, которые должны учитывать возраст и возможность их освоить. Все запреты должны быть сделаны в такой форме, чтобы не снизить потребность в познании, а так же запреты не должны являться следствием эмоционального состояния взрослого (страха, гнева, раздражения).

5. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть понятными, одинаковыми, соответствовать возможностям ребенка.

6. Безусловно эмоциональное принятие ребенка (когда ребенок любим со всеми его особенностями) и гармоничные супружеские отношения.

Дисгармоничное воспитание отличается блокированием какой-то потребности, в крайнем варианте сразу нескольких, они отличаются нарушением внутренних функциональных отношений и разделяются на несколько видов: собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся, распавшаяся и ригидная псевдосолидарная семья [Эйдемиллер Э.Г. 1976, ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. 1985].

Все типы негармоничных семей являются главной причиной неправильного воспитания, которое способствует возникновению патохарактерологических реакций, неврозов, способствует формированию психопатического развития личности.

Родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компенсаторный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

В настоящее время выделяют два основных типа семей: нормально функционирующую и дисфункциональную (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1999).

Нормально функционирующая семья - та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях семьи в целом и каждого его члена.

Дисфункциональная семья - та семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, что препятствует личностному росту и блокирует потребности в самоактуализации. В дисгармоничных семьях, как правило, отмечаются крайности: избыточная ригидность или размытость (диффузность) границ семейных подсистем; «закрытость» семьи или её хаотичность. Для дисгармоничных семей характерны также нарушения процессов общения на вербальном и невербальном уровне. S. Minuchin (1998) указывает на большую объективность невербальной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: