Копинг-стратегии


РИСУНОК

В когнитивной сфере формирования стратегии образуются такие копинги как: отвлечение, переключение, принятие ситуации как неизбежной, проблемный анализ ситуации и ее последствий, поиск соответствующей информации, придание значения и смысла произошедшей/происходящей ситуации.

В эмоциональной сфере выделяют стратегии: переживание протеста, отреагирование чувств (плач, гнев и т.п.), изоляция (недопущение чувств адекватных ситуации на некоторое время – «нельзя плакать»), самообвинение, принятие ответственности и вины за произошедшее на себя, передача ответственности другим и пассивное сотрудничество, переживание злости, раздражения, сохранение самообладания, самоконтроля, равновесия.

Поведенческая сфера копинга представлена следующими стереотипами: отвлечение (обращение к какой-либо деятельности, уход в работу), альтруизм, компенсация, конструктивная активность, направленная на удовлетворение потребности, уединение, активное сотрудничество в изменении ситуации, поиск поддержки.

Р. Лазарус выделял ряд событий, значение и оценка которых влияет на поведение индивида:

· Событие не считается опасным для благополучия личности – ориентировочная реакция

· Событие оценивается как приятное – нет потребности в адаптации

· Событие переживается как нарушающее гомеостаз, возникает потребность в адаптации и формируются копинговые реакции (ориентированные на проблему и ориентированные на эмоции).

Способы совладания с ситуацией могут быть направлены на прямой поиск или вытеснение информации; прямое действие и торможение действия.

Таким образом выделяют копинги приближения и избежания, копинги в эмоциональной, когнитивной и конативной сферах.

В соответствие с моделью Р. Лазаруса, взаимодействие среды и личности регулируется двумяя процессами: когнитивной оценкой и копингом [Копинг поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб., 1998]. Выделяется два вида когнитивной оценки — первичная и вторичная. Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологическими особенностями индивида. Ее результатом является вывод об оценке ситуации как угрожающей и как ситуации изменения. Вторичная оценка критически дополняет первичную и определяет, как мы можем влиять на негативные события и каковы ресурсы преодоления стресса. После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. После мыслительной проработки следует собственно копинг — процесс совладания со стрессом.

Формирование копинг-стратегии


Копинг-ресурсы представляют собой совокупность условий, способствующих преодолению стресса.

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности — совокупность условий, способствующих преодолению стресса. Выделяют следующие виды ресурсов: физические (здоровье,выносливость); социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы); психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ресурсы (деньги, оборудование).

Понятие копинга разрабатывалось на примерах кризисных ситуаций, связанных с тяжелой болезнью как источником стресса. Е.Хэйм, изучая копинг-процессы у онкологических больных, предпринял попытку перевести формы совладания, описанные разными исследователями, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг-поведения.

Исследования особенностей коппинг стратегий родителей в семьях с жестоким обращениям к детям. Собственные проблемы и постоянное напряжение, связанное с ребенком, заставляют родителей использовать различные стратегии совладающего поведения. По исследованиям Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфшяк родители, с жестоким отношением к детям, чаще выбирают конфронтативный копинг. Именно этот способ совладания позволяет им через открытую враждебность к окружающим, в частности, к собственным детям, снимать внутреннее напряжение и дискомфорт. Таким образом, поведение обоих родителей отличается враждебностью — одним из проявлений агрессии, что обусловливает использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки.

Оба родителя из деструктивной семьи при возникновении затруднений не прочь использовать стратегии дистанцирования и бегства—избегания, тем самым уменьшая значимость стоящей перед ними проблемы и ослабляя собственную включенность в разрешение трудных ситуаций.

Наименее выбираемыми родителями стратегии являются «Самоконтроль», «Планирование решения проблемы» и «Принятие ответственности», что свидетельствует об отсутствии у них активной позиции и в общественной, и в семейной жизни, невозможности конструктивно разрешить большинство затруднений и проблем. В целом, совладающее поведение родителей, демонстрирующих дисгармоничное поведение, отличается пассивностью и дезадаптивностью.

Исследование Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфшяк стратегий поведения у сельских и городских выпускников при поступлении в ВУЗ показало, что у сельских учащихся, по сравнению с городскими, более выражены такие копинг-стратегии, как «Дистанцирование», «Бегство—избегание» и «Положительная переоценка». Это свидетельствует о преобладании у сельских школьников избегающих стратегий совладания в сочетании с ориентированием на эмоции, направленные на уменьшение значимости, мысленное отдаление от проблемы и нахождение в ней или ее последствиях положительных сторон. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сельские школьники воспринимают поступление в вуз как менее контролируемую ситуацию, не зависящую от активности и каких-либо усилий самого учащегося, которые подразумевает проблемно-фокусированный копинг. Они, в отличие от городских одиннадцатиклассников, более пессимистично оценивают свои шансы на выпускных и вступительных экзаменах. Вероятно, что для этого у них есть объективные основания: отсутствие возможности посещать репетиторов и подготовительные курсы в вузах, низкий уровень преподавания некоторых школьных предметов, отсутствие необходимой для подготовки к экзаменам литературы, доступа к Интернету и т.п.

Сравнение стратегий совладания с жизненными трудностями оптимистов и пессимистов показало, что оптимисты превосходят пессимистов в выборе продуктивной копинг-стратегии «Планированиерешения проблемы». Наиболее предпочитаемыми среди оптимистов являются копинг-стратегии: «Планирование решения проблемы», «Самоконтроль», более низкие оценки у оптимистов по шкалам «Бегство—избегание» и «Дистанцирование». У пессимистов на первой позиции копинг-стратегия «Дистанцирование», а наименее предпочитаемыми являются стратегии «Самоконтроль» и «Принятие ответственности».

Несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым является вопрос об эффективности копинга — продолжительности его действия, контекста и субъекта. Известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса не ясен, у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его [22]. В контролируемых ситуациях субъект более склонен выбирать прямое воздействие на стрессор [19].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: