Кузьминова). Искусство Византии. Общая характеристика. Хронология

I. Раннехристианское искусство (1-4в)

Начинает разрабатываться иконография изображения святых персонажей и библейских сцен, которая ляжет в основу средневекового искусства.

Искусство представлено прежде всего живописью римских катакомб – сложной системы подземных коридоров, соединявших отдельные комнаты-кубикулы. На стенах катакомб появляются изображения Христа, Марии, святых.. в этот период проявляется характерное для Средневековья мышление символами, аллегориями, стремление видеть за реальной формой, цветом, явлением сокровенный смысл, ведущий к познанию высших истин, помогающих приблизиться к Богу.В страстном самозабвении показаны молящиеся – оранты. Их состояние подчёркнуто устремлённым к небу взглядом и жестом воздетых, намеренно увеличенных кистей рук.

После официального признания христианства развивается архитектура, начинается широкое строительство церквей (базилик и центрических сооружений). Зодчие подчёркивали не мощь архитектурных форм, а обширное пространство внутри храма. Архитектурные детали стали более хрупкими. В целях ускорения строительства церкви возводили из дешёвых материалов – кирпича и дерева, но непременно украшали фресками и мозаиками.

Манера исполнения мозаик развивалась от живописной свободы в сторону большей строгости и графичности. На смену мягким оттенкам и мерцанию цвета приходили простые сочетания крупных цветовых пятен и строгих линий. Раннехристианское искусство представлено также скульптурой и книжной миниатюрой. Создавались прежде всего рельефы мраморных саркофагов с библейскими сценами и христианской символикой.

II. Ранневизантийское искусство (5-7в)

. Базилики и мавзолеи стали прообразами двух главных типов христианских храмов – базиликального и центрического.. Базилики представляли собой вытянутые прямоугольные здания с алтарём в восточной части; позднее распространились крестово-купольные храмы – квадратные в плане, с четырьмя столбами в центре, поддерживающими купол. Внешние стены храмов утратили украшения. Мозаические композиции создавали на стенах церквей образ райского сада и сияющего Царствия Небесного (мозаики в Равенне, Италия, 5–7 вв.). Главным храмом Византийской империи стала София Константинопольская. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 6 в. («Сергий и Вакх»). Наряду с иконописью, переживает расцвет искусство фрески и мозаики и книжная миниатюра (в основном украшение богослужебных книг).

III. Иконоборчество (726-843гг)

В 8 в. византийское искусство переживало глубокий кризис, вызванный активизацией иконоборческих идей. Во времена иконоборчества безжалостно уничтожались ранневизантийские художественные произведения.

IV. Средневизантийское искусство (9-12в)

После окончательного осуждения иконоборчества 843 г. наступила эпоха расцвета византийской культуры; её подразделяют на периоды македонского ренессанса (9 – первая пол. 11 в.) и комниновский (вторая пол. 11–12 в.). Были выработаны основные принципы и художественные каноны по которым должны были создаваться произведения разных видов религиозного искусства Македонский ренессанс – время возрождения и расцвета иконописи и античных традиций (мозаики монастыря в Дафни близ Афин, 11 в.). Комниновский период – время расцвета религиозной мысли; самые сложные богословские идеи и образы находят в искусстве полноценные формы выражения.. Выдающийся памятник комниновской эпохи – икона «Богоматерь Владимирская» (ок. 1132 г.), Высокого уровня достигло ДПИ

V. Поздневизантийское искусство (13-15в)

Наиболее значительный памятник – мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (нач. 14 в.). Священные образы исполнены величия и сосредоточенной отстранённости; библейские и евангельские сюжеты связаны непрерывным повествованием, единым движением и масштабом, отмечены стремлением к изображению пространственной среды.

42 (Калинина).византийские мозаики характерные особенности Византийская мозаика - это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины.. в Византии был изобретен материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. Стены и потолки расписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К шедеврам мозаичной живописи относятся: «Добрый пастырь в райском саду».

Размещенные под разными углами кусочки смальты переливаются различными оттенками. Еще одной особенностью мозаичных панно, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд..

Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел, изображающихся мастерами в движении или в повороте. объемность изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: