Наблюдение за процессом рисования

Перед испытуемым кладут лист бумаги (горизонтально), карандаш и резинку.

Инструкция: «Нарисуйте на этом листе свою семью».

Экспериментатор наблюдает за процессом рисования, ведет протокол (форма протокола свободная). В протоколе фиксируются:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии испытуемого;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

2. Постдиагностическая беседа предполагает получение дополнительной информации от испытуемого вербальным путем. Экспериментатор задает вопросы относительно того, кто нарисован, чем занимается каждый из членов семьи и т. д.

Примеры вопросов:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Задаются и так называемые провокационные вопросы, например:

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто

останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

Анализ и интерпретация рисунка.

Интерпретация делится на три части:

- анализ структуры рисунка;

- анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

- анализ процесса рисования.

Представление выводов на основе результатов тестирования.

Примечание: выводы должны носить предположительный характер и подкрепляться объективными данными диагностики и наблюдения.

Критерии оценивания выполненной работы: самостоятельность выполнения, правильность организации и проведения диагностики, содержательность, наблюдательность, аргументированность, точность и ясность формулировок, прогностичность.

Примерные контрольные работы по дисциплине

«Общий психологический практикум» (заочная форма обучения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: