double arrow

Классическая немецкая философия


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н.К.Ф. - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и т.н. философской классики (с присущими ей претензиями на систематическую целостность и завершенность; убежденностью в естественной упорядоченности мироустройства, наличии в нем гармонии и порядков, доступных рациональному постижению).

Иммануил Кант /1724 – 1804/ - основоположник немецкого классического идеализма, утверждал сущности мира, которые он называл «вещь в себе» ("ноумен"), принципиально непознаваемы, являясь потусторонними нашему сознанию (трансцендентной). В творчестве

В критический период написаны главные философских работы Канта:

“Критика чистого разума” (теория познания, 1781г.), “Критика практического разума” (учение об этике, 1788 г.) и “Критика способности суждения” (учение об эстетике, 1790 г.) .

Ставя в “Критике чистого разума” вопрос о возможности познания, Кант определяет знание как систему суждений. В суждениях философ выделяет две группы: 1) Аналитические - те, в которых предикат образуется в результате логического анализа содержания субъекта (например, «Сократ смертен») и Синтетические, образуемые за счет синтеза содержания субъекта (например, «8 + 7 = 15»); 2) Априорные – образуемые без обращения к чувственному опыту (например, «Все тела падают на землю») и Апостериорные– получаемые в результате обобщения данных чувственного опыта (например, «В аудитории находятся 49 студентов»). Рассматривая первую группу, Кант приходит к выводу, что науке важны синтетические суждения, ибо они несут новое знание. Изучая вторую группу, Кант делает заключение, что науке важны априорные суждения, ибо только они обладают силой закона, открытие которого и является целью науки. Объединяя рассуждения о суждениях, Кант заключает, что науке важны априорные синтетические суждения.




«Априорные синтетические суждения возможны в математике, физике (естествознании), но в области метафизики (философии) такие суждения приводят к противоречиям, т.е. к образованию противоположных суждений, каждое из которых можно аргументировать («антиномии»). Таким образом разум «натыкается» на принципиально непознаваемые сущности – «вещи в себе». В этом и состоит агностицизм кантовской теории познания.

“ВЕЩЬ В СЕБЕ" - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас",



теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. в С. (в философской традиции – сущности): постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., - с другой.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762-1814) - один из виднейших представителей немецкой классической философии. . В поисках оснований знания (или, по Ф., опыта) философия должна сделать выбор в пользу идеализма, на стороне которого, по мнению Ф., самостоятельность Я, свобода. На стороне же догматизма - самостоятельность "вещи в себе", по отношению к которой субъект выступает только как следствие некоей независимой от нас причины, в роли несвободного существа, пассивного продукта мира вещей. Поэтому первым основоположением его наукоучения является не просто тезис о том, что "Я есмь" а "Я полагает само себя". В этом акте индивид порождает свой собственный дух, свою свободу. Субъективный идеализм стал единственно возможным подходом для обоснования единства познания и деятельности, самостоятельности и свободы человеческого Я, бытие которого целиком выводится из деятельности самого субъекта. ". Так в философии Ф. вводятся два по сути различных "Я", из которых одно оказывается тождественным индивидуальному сознанию, а другое - абсолютному "Я". Мир, природа порождаются бессознательной деятельностью абсолютного "Я", но при этом они не являются чем-то самодостаточным: природа, по Ф., есть всего лишь препятствие для преодоления его практическим субъектом, который тем самым, не осознавая, все больше приближается к тождеству с самим собой. Идеалом этого движения становится совпадение индивидуального и абсолютного "Я" и осознание т.обр. производного характера всей предметной сферы человеческой деятельности как отчужденной от субъекта и выступающей в качестве внешней по отношению к нему.



ШЕЛЛИНГФридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой классической философии. Если Фихте направлял свой интерес гл. обр. на то, как субъект сам определяет и формирует себя, и оставлял вне рассмотрения бессознательно действующее и творящее природу Я, то, по Ш., такое Я и не есть еще собственно субъект; чтобы стать таким, оно должно пройти длительный путь бессознательного природного развития. Знание возникает как необходимый продукт разума, заложенный и организованный природою в человеке. Ш. распространяет диалектический метод Фихте на анализ природных процессов, провозглашая в качестве главных принципов своей натурфилософии принцип единства природы и духа; принцип полярности (т.е. понимание всякого природного тела как продукта взаимодействия противоположно направленных сил); принцип развития или творчества природы, откуда знаменитое шеллинговское: природа не только natura naturata (продукт), но и natura naturans (продуктивность, деятельность, субъект).

Диалектика Георга Гегеля (1770-1831), он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде единого процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, причиной и основанием чего является борьба противоположного. Законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (ОСТОРОЖНО!), раскрывающий причину всякого развития; 2. Закон единства количественных и качественных изменений (перехода количества в качество), раскрывающий характер всякого развития. Способы его протекания; 3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий спиралевидную направленность всякого развития – единство повторяемости и поступательности. Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в утверждении, что все существующее – есть различные формы бытия абсолютного духа (абсолютной идеи). Существуют три стадии развития абсолюта: 1. абсолютный дух в себе и для себя, 2. объективный дух - природа, 3. абсолютный дух в человеческом сознании. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872).Ввопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Человек неотделим от природы, мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической и физиологической деятельности. Существенным содержанием антропологического принципа является отражение сущности человека. Эта сущность по Фейербаху, прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключающегося в ней жизненного содержания. Основой антропологической философии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения, бесконечности природы.

Рассматривая движущие силы развития общества, Фейербах называет в качестве главной религиозное сознание. По нему смена различных исторических эпох определяется сменой религии. Поэтому необходимо не, считает философ, дать людям новую религию – религию любви человека к человеку. В этом Фейербах встает на субъективно-идеалистические позиции (общественное сознание определяет у него общественное бытие).







Сейчас читают про: