Философия эпохи Возрождения

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв. Мыслители В. стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Карда-но, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший, первый шаг в процессе п ознания, далее выделялись следующие ступени - рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики.

Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) подняты из забвения материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего возрождение проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Франческо Петрарка /1304-1374/) и эпикуризма (Лоренцо Вала / 1407 -1457/), направленных против христианской морали. Валла пытался возродить этику Эпикура, основанную на стремлении всего живого к избеганию страданий. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для Возрождения характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого – пантеизм («всюду бог»).

Натуралистический – Дж. Бруно /1548-1600/- одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало.

Мистический – Н. Кузанский /1401-1464/ - растворение природы в боге. Бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. В боге совпадают все противоположности.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент = научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности, найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления были: последние (неделимые) элементы природы как абсолютно бескачественные, отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира - часовщик), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Антропоцентризм - воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм исходит из суверенности человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени /XV – XIX в.в./.

В XVII веке в европейской философии сформировалась оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений

ДЕИЗМ (лат. deus - бог) – Бог осуществляет сотворение (креационный акт) мира как исходное чудо (акт Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам.

Френсис Бэкон /1561-1626/ - родоначальник традиции эмпиризма, стремился выявить причины, задерживающие умственный прогресс, разного рода «идолы», «призраки», предрассудки, которым подвержен человеческий ум. Это: присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), влияние особенностейтей социальной жизни на человека /"идолы площади "/, склонность к вере в авторитеты /идолы театра "/. В основу научного познания должно быть положено изучение отдель­ных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, орга­низованного опыта, на базе чувственных данных. Затем нужно использо­вать правильный метод анализа и обобщения опытных данных - индукцию.

Рене Декарт /1590-1650/ разрабатывает рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличен­ных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы познаем иным путем. Врожденные идеи не зависят от чувствен­ности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Богa, субстанции, дви­жения, аксиомы типа "две величины, равные третьей, рав­ны между собой", и т.д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию. Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является – «cogito» /"Я мыслю"/. В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение - акт мышления. От факта мышления мы приходим к вы­воду «cogito,ergo sum» / «Мыслю, следовательно, существую»/ Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции - природа, с ее кау­зальностью и люди, обладающие свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй - мышление.

Сенсуалистическая линия продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс /1568-1679/ считает, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений - вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего рождаются образы их в мозгеНа чувственном опыте основано мышление и язык, теоретические утверждения, наука.

Социально-политическая концепция Гоббса: о двух состояниях человеческого общества - естественном и госу­дарственном. В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, но и склонен приобрести господство над дру­гими. Отсюда возникает война всех против всех /"человек человеку волк"/. Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию не­обходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, го­сударственному. Путем общественного договора создается государствен­ная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.

ЛоккДжон /I682-I704/. I/ Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта. 2/ "Душа" /или разум/ человека при рождении есть «tabula rasa” /"чистая дощечка "/. 3/ Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Локк показывает, как идет движение от простых идей к сложным. Теория разделения властей.

БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) — британский теолог и философ. Главные произведения — "Опыт новой теории зрения" (1709), "Трактат о принципах человеческого познания, в котором исследуются основные причины заблуждений и трудностей естественных наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия" (1710). Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse est percipi). Объекты и ощущения не могут быть абстрагируемы друг от друга. По Б., нет вообще ничего реально существующего кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я. Согласно Б., существует не больше того, что мы ощущаем. Представления (являющиеся отпечатками божественного духа в людях) суть действительность для нас. "Идеи" не могут быть подобиями внешних вещей, "идеи" могут быть схожи лишь с "идеями". Б. признавал множественность духовных субстанций и "бесконечного духа" — Бога. При гибели всех воспринимающих субъектов вещи сохранились бы как сумма "идей" у Бога.

ЮМ Дэвид (1711-1776) - британский историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Осн. сочинение: "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739-1740), Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие "впечатление". Мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом. Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал "причинность" как явление и понятие. То, что принято называть "причиной", - это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Ю. именовал верой. Согласно Ю., причинность не годится для понимания природы и выживает как принцип лишь в границах психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их”. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Религиозные постулаты не могут быть постигнуты, в них можно лишь верить: связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей "естественной религии".

Продолжил рационалистическую концепцию Барух Спиноза /1632-1667/. Он невысоко оценивает чувственный опыт, в которое много субъектив­ного, неясного. Рациональное познание, образцом которого является математико-геометрическое знание, лишено субъективизма. Но логи­ческий вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. Они даются нам интуицией. Интуиция дает нам в качестве исходного понятия понятие субстанции, которая пред­ставляет собой «causa sui», т.е. причину самой себя. При этом субстан­ция оказывается своеобразным тождеством природы и Бога. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах - существенных и всеобщих свой­ствах. /Нам известны, по Спинозе, атрибуты протяжение и мышление/, Наконец, к понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие модуса - как того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибута про­тяженности отдельный модус - конкретная протяженная вещь, для атри­бута мышления - отдельная мысль человека. Спиноза считает, что поскольку все определяется субстанцией, то в мире нет ничего случайного; само понятие случайности - по несовершенству нашего знания.

Примыкает к регионализму Готфрид Вильгельм Лейбниц /I646-17I6/. Он говорит, что в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада - духов­ный атом, созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю, как внешнюю оболочку монад. Между монадами есть изначальное согласование, предустановленная гармония. Монады разви­ваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют ду­шой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду зна­ния. Лейбниц, как рационалист, считает, что главное в познании не эмпирические, а рациональные истины - всеобщие и необходимые. Их содержание дается интуитивно и опирается на законы логики. Сторонник оптимистического взгляда на природу и общество.

ВИКО Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Главное произведение: "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: