Европейское просвещение

Французские материалисты XVIII в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах являются вместе с тем просветителями - несут свои идеи в широкие круги общества.

Шарль_Луи Монтескье /1889-1755/ критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь. Справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме, на законах. В духе так называемого географического детерминизма Монтескье показывает влияние природных условий на об­щественную жизнь. Кроме того, на общество влияет разум законодате­лей. Задачей философии считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. За кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. В основном сочинении "О духе законов" (1748), попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., "многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа". Народ назначает государя в силу договора, и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу, и неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него.

Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) доказывал, что форма неотделима от материи и что материя вязана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальную основу одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга.

Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - “Система природы”. Материальные процессы - являются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам..

Природа получила свое движение от себя самой (никаких «первотолчков»). Движение есть необходимый способ существования материи Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая необходимость. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Дени Дидро (1713 - 1784). Материалистические сочинения: “Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все отдельное изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Наши чувства – клавиши, по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материи способность ощущения. Признание способности ощущать, отражать свойства внешних вещей не означает, однако будто ощущения есть зеркальные копии предметов. По Дидро между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Вслед за Локком Дидро различает в вещах первичные качества (существующие в самих вещах и независимо от сознания) и вторичные (заключающиеся во взаимодействии вещей и взаимодействии человека с материальными вещами).

В учении об обществе все названные философы отстаивали детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Однако, детерминированность эта идет от сознания, которое и отличает человека от животного. Исходя из этого, французские материалисты становились на позиции субъективного идеализма, провозглашая лозунг «Идеи правят миром». Отсюда и предлагаемый путь социального прогресса – через просвещение людей.

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория - социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория О.Д. опирается на: 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в исходно-природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых инди видов; 4) идею народа как суверена права и власти (Гоббс, Локк, Руссо).

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета. Деятельность Г. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: