double arrow

Философия средневековья

В огромный период европейского Средневековья /I – XIV в.в./ философия развивалась преимуще­ственно в рамках теологии. Она - служанка богословия. Ее основ­ные направления: апологетика (защита и обоснование христи­анского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждав­ших несовместимость религиозной веры с античной философи­ей), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в кон­це концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного предопределения. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания.

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации - Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности. Первое употребление термина Т. - 1743 (работа Р. Кедворта "Истинная интеллектуальная система универсума"). К строго последовательному Т. могут быть отнесены такие вероучения, как христианство, иудаизм и ислам

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos – слово) – богословие

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430) Аврелий — христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики (христианского богословия 2-8 в.в. н.э.), признанный в православии блаженным, а в католицизме — святым и Учителем Церкви. А. считал, что земная жизнь управляется небесной. Проповедуя всеобщую предопределенность, утверждал, что Бог "от века" предназначил одних людей к спасению, других — к адским мукам независимо от их поступков. Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей. А. одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории. В "Исповеди" на основе глубокого психологического самоанализа раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха. Проблема развития общества изложена А. в его основном сочинении "О граде божьем". В нем А. разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир божий, который представлен католической церковью. Отсюда задача церкви — одолеть мир дьявола, обратив все человечество в "истинную веру".

СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры, ставивший своей целью рациональное западно-христианского вероучения. С. предполагает специальную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные занятия теологией (богословием), а именно - изучение "семи свободных искусств. С. представляет собой интеллектуальное движение в сфере, которую можно обозначить как классический теизм (утверждение Бога), естественно подразумевающий креационизм (веру в сотворение мира) и провиденциализм (высшее предопределение будущего). Предметом постоянного внимания в С. выступают догматы о троичности Бога, о предопределении, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении

РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный) - в качестве философского направления Р. объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление появляется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий

НОМИНАЛИЗМ (лат. nominalis - относящийся к названиям) - один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних. Базовый тезис Н. констатирует существование общих понятий в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками, для средневековой философии правомерно говорить о радикальном или крайнем Н., полагающем реальным существование лишь единичных веще, в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм).

ПРОВИДЕНИЕ - - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества. Концептуальные основы заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии.

ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира.

. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов (титул Ангельского доктора), монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Осн. сочинения: "Сумма философии, об истинности католической веры против язычников" (1261-1264) и "Сумма теологии" (не окончена, 1265-1273). Ф.А. пытался примирить веру и знание, которые, по его мнению, не противоречат друг другу. Если же выводы науки вступают в противоречие с верой, то это свидетельствует, по Ф.А., о неправильном ходе рассуждений. В то же время Ф.А. считал, что есть рационально постижимые догматы веры (существование Бога, бессмертие души и др.) и рационально непостижимые (сотворенность мира, троичность Бога, первородный грех), которые сверхразумны и не постижимы наукой. Они познаваемы только верой и теологией. Философия используется теологией лишь для более доступного изложения истин откровения.

по­лагающее цель для всего, что происходит).Известна концепция чистой веры Тертуллиана /160-220/, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». На­против, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опирать­ся на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждает­ся в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3) доказательство от необходимости и случайности (все яв­ления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4) доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядо­чено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо

В позднем Средневековье /X – XIV в.в./ возник ряд еретических учений, подорвав­ших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени: 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминирован­ности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номина­лизм (реально существуют только вещи, понятия - лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, незави­симо от единичных вещей); 4) учение об опы те как о мериле истинности понятий (бритва У.Оккама).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: