Объяснение процессов социального влияния

После второй мировой войны многие недоумевали, как такое ко­личество людей — немецких граждан, которые вели обычную жизнь до прихода Гитлера к власти,— могло участвовать в массовом гено­циде. Социальные психологи начали исследовать различные пути, приводящие к тому, что мысли, чувства и поведение индивидов ока­зываются под воздействием фактического, воображаемого или под­разумеваемого присутствия других людей. Фокусом социальной пси­хологии является индивид в составе группы и социальные силы, влияющие на различные стороны его личности. За последние 50 лет были проведены тысячи экспериментов по социальной психологии, некоторые из которых способствовали глубокому пониманию нашего поведения, верований и мотиваций1.

Когда я вернулся в колледж, занятия по социальной психологии дали мне более четкое объяснение того, как культы используют про­цессы социального влияния — давление группы и подчинение авто­ритету — с целью тотального контроля над адептами. В 1930-х г. один из пионеров социальной психологии Курт Левин объяснял свою «теорию поля», интерпретирующую связь поведения человека с его личными качествами и внешним окружением следующим образом:

«Каждый человек, с этой точки зрения, окружен "жизненным про­странством" или динамическим силовым полем, в котором личные по­требности и цели взаимодействуют с влиянием среды. Социальное по­ведение можно схематически представить с точки зрения напряжения и взаимодействия этих сил, принимая также во внимание стремление ин­дивида поддерживать равновесие между ними или восстанавливать его, когда оно нарушается»2.

Левин, еврейский беженец от нацистской диктатуры, был страст­ным поклонником американской демократии. Он посвятил свою ка­рьеру изучению групповой сплоченности, группового принятия реше­ния, различий между авторитарным и демократическим лидерством и методов изменения аттитюдов и разрешения конфликтов. Все эти темы находятся в центре любого обсуждения проблемы культового

1 Kenrick Douglas Т., Neuberg Steve L. & Cialdini Robert B. Social Psychology:
Unraveling the Mystery. MA: Allyn and Bacon, 1999.

2 Deutsch Morton. Field Theory // International Encyclopedia of Social Sciences.
NY: Macmillan Company and Free Press, 1968.


Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 79

контроля сознания. Левин также интересовался тем, как под давле­нием группы меняются аттитюды личности, как группа приходит к коллективному решению и почему человек предпочитает твердо при­держиваться этого решения, даже получив позднее информацию, противоречащую данному решению. Возможно, именно эта работа вдохновила его ученика, Леона Фестингера, сформулировать теорию «когнитивного диссонанса», которая, как вы узнаете, повлияла на мое понимание культового контроля сознания.

Сила процессов социального влияния с тех пор демонстрировалась в многочисленных исследованиях. В 1971 году Филип Зимбардо про­вел знаменитый ныне эксперимент по социальной психологии тю­ремного заключения. Он и его коллеги приложили все усилия, чтобы тюремный опыт выглядел максимально реалистично. Двадцать один студент — добровольцы, принадлежащие к среднему классу, эмоцио­нально устойчивые, зрелые, законопослушные, были разделены на охрану и заключенных. Предполагалось, что эксперимент продлится две недели, но его пришлось прервать по прошествии шести дней. Один из охранников сообщал:

«Я удивлялся самому себе. Я заставлял их обзывать друг друга и чистить туалеты голыми руками. В сущности, я считал заключенных скотами и постоянно думал, что должен за ними следить на случай, если они по­пробуют что-нибудь выкинуть»1.

В первые же дни заключенные организовали восстание. Они по­срывали с одежды номера и забаррикадировались в камерах. Охран­ники поливали их из огнетушителей, врывались в камеры, стаскива­ли одежду, забирали кровати, то есть запугивали как могли. На пятый день один из охранников написал в дневнике:

«Я выбрал его [одного заключенного], чтобы глумиться над ним с осо­бой жестокостью — и потому что он напрашивался, и потому, что про­сто мне не нравился. Новый заключенный отказывался есть сосиску. Я решил заставить его, но он все равно не ел. Я запустил едой ему в физиономию. Мне не верилось, что это происходит со мной. Я нена­видел себя за то, что заставлял его есть, но его я ненавидел еще больше за то, что он отказывался»2.

Тем временем заключенные были оскорблены и шокированы не­справедливым и жестоким обращением. Зимбардо и его коллеги не ожидали такого быстрого превращения:

1 Hunt Morton. The Story of Psychology. NY: Doubleday, 1993. P. 411.

2 Ibid. P. 412.


80 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

«Что было удивительнее всего в результатах этого искусственного тю­ремного опыта, так это легкость, с которой можно было спровоциро­вать садистское поведение у совершенно нормальных молодых людей, и заразительное распространение эмоциональной патологии среди тех, кого отобрали именно вследствие эмоциональной стабильности»1.

Этот эксперимент, длившийся менее недели, демонстрирует уст­рашающую картину того, насколько человек зависит от навязанной ему роли, от отношения окружающих, от типа одежды и т. д. Мож­но только вообразить, что могло бы случиться, если бы в ходе экспе­римента были применены мощные методы контроля сознания, да еще и в течение более длительного периода времени, как это делается в ходе вовлечения в культ. Эксперимент Зимбардо также указывает на дилемму, ясно сформулированную в 1957 году Вэнсом Паккардом в «Скрытых увещевателях»: «Где нужно остановиться в процессе мани­пулирования людьми? Кто должен определить пункт, в котором по­пытки манипулирования становятся социально нежелательными?»2

С тех пор Зимбардо стал одним из лидеров в изучении контроля сознания. Я был приглашен докладчиком в Стэнфордский универси­тет на его курс, который называется «Психология контроля созна­ния». Он охватывает широкую область социального влияния и пред­лагает исчерпывающее освещение принципов, парадигм, теорий, методов исследования, экспериментов и практики контроля созна­ния. Цели курса Зимбардо те же, что определили написание этой главы. Он пишет:

«Мы постараемся понять, как культы вербуют членов, индоктриниру-ют их и приспосабливают их жизни для благородных религиозных или низменных светских дел. Мы узнаем, что никаких уловок или специаль­ных трюков не существует, вместо них — систематическое применение многих методов, использование и проявление которых мы видели в дру­гих сферах социального влияния, только более интенсивное и в течение более длительных периодов»3.

Зимбардо научил меня самому важному и универсальному правилу социальной психологии — фундаментальной ошибке атрибуции:.люди последовательно приписывают поведение других людей скорее чертам их характера (диспозициям), чем давлению окружающей среды. В

'Ibid. Р. 412.

2 Packard Vance. The Hidden Persuaders. NY: David McKay, 1965.

3 Zimbardo Philip, ed. The Psychology of Mind Control. Palo Alto, CA A Course
Reader, Stanford University, 1996.


Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 81

Соединенных Штатах, где высоко ценится шщивидуальность, люди обычно уверены, что они действуют, исходя из «своей идеи», а не потому, что на них повлияли внешние силы. Социальная психология продемонстрировала, что все мы находимся под глубоким влиянием окружающей среды. Это в природе человека — приспосабливаться к тому, что воспринимается как «правильное» поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: