Термин «промывание мозгов», предложенный в 1951 году журналистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним контроля сознания1. Хантер перевел это слово с китайского hsi nao, (буквально «промывать мозг»), чтобы описать процесс, в результате которого американцы, взятые в плен во время корейской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в вымышленньгх военных преступлениях. Как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях, которых не было, соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убеждения? В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну поручили исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него.
Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промывания мозгов, примененным в Китае. Его книга «Принудительное убеждение», которую он создал на основе бесед с бывшими американскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том, что физическое принуждение было, вероятно, важным элементом «промывания мозгов»2. Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформирование мышления фактически могло осуществляться и без физического принуждения или насилия3.
|
|
Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование мышления на примере бывших военнопленных корейской войны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового контроля сознания, Син-
Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 83
гер суммирует пятидесятилетний опыт работы с процессами реформирования мышления в книге «Культы среди нас»1. Она выводит шесть условий реформирования мышления.