double arrow

III. Замораживание


а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избав­
ляются:

—отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;

—отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денеж­ных средств;

—переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору по­жертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.

б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая
«семья».

в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система «при­
ятельства».

г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уедине­
нии от общества.


Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение, замо­раживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только что за­вербованным, я пережил распад собственной индивидуальности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному изменению личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна.

Этот аспект культовой индоктринации был продемонстрирован с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью тес­та-опросника типов личности Майерс—Бриггс (Myers — Briggs Perso­nality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать членов общепризнанной Церк­ви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистральной Церкви Христа.

Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основных типов индивидуальности; Каким бы ни был ваш тип, он должен ос­таваться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные катего­рии — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощущающий (сенсор­ный), думающий/чувствующий и рассудочный/воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведения о предпочтениях че­ловека и особенностях его характера. Например, экстраверты общи­тельны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпо­читают пребывать с книгами, компьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (дей­ствующих по наитию). К другим категориям относятся размышляю­щие (выносящие объективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмоциональны, личностны). Те, кого считают воспри­нимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступ­ков, событий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до последней минуты, прежде чем принять решение, в то время как счи­тающиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.

Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предло­жено:

1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присо­единения к группе.


104 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

2. Заполнить анкету в качестве нынешних членоц группы.

3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед.

Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнаружил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались1. Во втором тесте все члены группы смещались к одно­му и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа2. Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, бап­тистам, лютеранам, методистам, пресвитерианам и членам магист­ральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге «Дилем­ма ученичества», которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет3.

У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здо­рового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные измене­ния. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йикли показали, что куль­ты создают именно такой вид давления. Это исследование также под­твердило существование культовой личности, связывающей и заты­кающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстриро­вать последствия деструктивных методов контроля сознания.

При взаимодействии с близким необходимо признавать различия между личностью до вербовки, культовой личностью (период член­ства в культе) и подлинным «я» человека, которое остается с ним на­всегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют подлинное «я», по­давленное при рождении. Именно сила подлинного «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятиле­тия после присоединения к группе. Когда информированная семья и друзья начинают работать как команда, чтобы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, возведенные культом, рушатся.

1 С точки зрения статистики, они демонстрируют нормальное распределение
типов личности.

2 Интересно, что этим типом является экстраверт, ощущающий, чувствую­
щий, рассудочный — тип, который часто рассматривается как «супер-продавец».

3 Yeakley Flavil R., Norton Howard W. & Vmzfint Gene & Don E., eds. The Disci pling
Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.



Сейчас читают про: