Джим М. И рама

Один из случаев, лучше всего иллюстрирующих подход страте­гического взаимодействия, касается молодого человека по имени Джим М. (это не настоящее его имя), присоединившегося к квази­буддистскому компьютерному культу, основанному покойным Фреде­риком Ленцем, или «Рамой»1. Мать Джима обратилась ко мне за по­мощью, и я отвел немного времени для ознакомительной беседы. Я выяснил, что родители Джима были разведены и затем оба вступили в повторные браки. Постепенно стало ясно, что в качестве важного козыря в установлении связи с Джимом мог выступить его отец. Сна­чала мать Джима отказывалась общаться с бывшим мужем. После со­вместной встречи со мной, новым мужем и братом Джима Дутом она согласилась разрешить Дугу поговорить с отцом. Дуг предложил отцу прочесть мою книгу «Борьба против культового контроля сознания» и организовал встречу с ним и его новой женой.

Этот случай доказывает положительный эффект от объединения возможностей разных сторон. Случайно совпало, что новая жена отца была практикующей буддисткой и при этом заканчивала докто-

1 В этой группе компьютерное программирование использовалось и как сфе­ра бизнеса, и как культовая идеология. {Прим. перев.)


Глава 3. Подход стратегического взаимодействия + 107

1>.|111уру в одном из университетов Бостона. При ее знании буддизма она вполне могла предложить Джиму систему взглядов для сравнения философии Ленца с подлинными буддистскими догматами, такими, как Четыре благородные истины и Восьмикратная тропа. Узнав, что Дуг, брат Джима, брал уроки игры на барабане у бывшего члена куль-га Рамы с большим стажем, я попросил Дуга поговорить с ним, вы­яснить, почему он оставил группу, и попросить о помощи.

Поскольку Джим всегда любил живую природу, мы попросили не­сколько самых близких друзей детства пожить с ним в туристском лаге­ре, попеть песни, повспоминать и поговорить о настоящем: почему, например, Джим решил бросить колледж, переехать в Нью-Йорк и изучать компьютеры — область, которой он не интересовался до зна­комства с Ленцем? Также предполагалось, что Джим с отцом совер­шат пеший поход. Джим отнесся к этому положительно. Идея ме­роприятия состояла в том, что каждый должен был выполнять свою определенную функцию в структуре взаимодействия.

В результате осуществилась серия взаимодействий между Джи­мом, членами семьи и близкими друзьями. Кульминацией была встреча Джима и преподавателя игры на барабане. Он рассказал Джи­му о некоторых негативных впечатлениях, связанных у него с группой Рамы, таких, как трата значительных денежных сумм на курсы Ленца или известие о том, что Ленц занимался сексом со многими своими последовательницами, включая одну из бывших подруг барабанщи­ка. Наконец, утром предполагаемого путешествия с отцом Джиму предложили встретиться со мной и некоторыми бывшими членами культа. Он с готовностью согласился.

Поскольку мы проделали массу подготовительной работы и доби­лись взаимопонимания и доверия в ходе актов «мини-взаимодей­ствия», быстро стало очевидно, что основная проблема для Джима заключалась в уверенности, что у него были «духовные» переживания (например, он видел золотой свет, исходящий от Ленца и заполняю­щий комнату). Я объяснил, что такие галлюцинации часто являются результатом легковоспроизводимых гипнотических процессов, имею­щих мало общего с духовностью. Джим попросил меня доказать это. Я был вынужден продемонстрировать ему этот гипнотический эф­фект: попросил его закрыть глаза и медитировать, как он делал меся­цами у Ленца, а когда заметил расслабление его лицевых мускулов, начал говорить: «Ты будешь медитировать глубже, чем когда-либо ра­нее, и я не хочу, чтобы ты открывал глаза, пока не будешь готов увидеть еще более яркий свет, исходящий от меня». Прошло меньше минуты, после чего он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал:


108 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

«Стоп! Это ярче света, который я видел вокруг Ленца! Это именно так — я выхожу!» Все, кто находился в комнате, вздохнули с облегче­нием, а Джим немедленно добавил: «Есть целый ряд людей, с кото­рыми я хотел бы поделиться этой информацией, чтобы и их вытащить из группы».

Как узнала семья Джима, ПСВ предоставляет большой выбор вариантов, привлекая ресурсы, умения и знания всех участников. ПСВ — это практический подход, поощряющий друзей и семью де­лать последовательные шаги посредством того, что я называю «мини-взаимодействиями»: звонки по телефону, письма или дружеские бе­седы лицом к лицу. С депрограммированием или консультированием о выходе дело обстояло иначе. Эти подходы слишком полагались на организацию формального трехдневного воздействия. Несмотря на некоторую ущербность предшествующих методик, знания о них необ­ходимы, так как помогают узнать, каких типов поведения следует из­бегать при взаимодействии с близким человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: