Что такое депрограммирование

В начале 1970-х годов Тед Патрик1, человек исключительно здра­вый, хотя и не имевший никакого формального образования в облас­ти консультирования, пришел к убеждению, что члены его семьи подверглись «промыванию мозгов» со стороны Мозеса Дэвида Берга, лидера группы так называемых «Детей Бога», ныне известных как «Семья»2. Патрик был настроен действовать решительно. Он логично рассудил, что коль скоро культы применяют методы индоктринации, «программирующие» верования посредством гипноза, подражания, повторения и техник изменения поведения, возможен и обратный ход этого процесса. Процедура получила название «депрограммиро-вания». С тех пор стало ясно, что модель депрограммирования явля­ется слишком упрощенной. Сознание и психика человека не могут быть запрограммированы или депрограммированы подобно компью­теру. Человек — не робот.

1 Patrick Ted with Dulack Tom. Let Our Children Go! NY: E.P. Dutton and
Company, Inc., 1976.

2 Несколько экс-адептов этого культа написали книги о своем участии в нем.
См.: Williams Miriam. Heaven's Harlots: My Fifteen Years As a Sacred Prostitute in the
Children of God Cult. NY: William Morrow, 1998. Davis Deborah Berg. The Children
of God: The Inside Story. Grand Rapids, MI: The Zondervan Publishing House, 1984.
AfcManus Una. Not for a Million Dollars. Impact Books, 1980!


Глава З. Подход стратегического взаимодействия + 109

В основе своей депрограммирование — это ориентированная на содержание проблемы, а не на личность, тактика переубеждения, в основном апеллирующая к здравому смыслу, которая иногда предус­матривает насильственное похищение и принудительное заточение1. Реальное депрограммирование происходит тогда, когда предполагает­ся возможным «подцепить» (поймать) культиста и когда это удобно для депрограммиста. Процесс протекает так. Члена культа привозят в тайное место, находящееся под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с собой, даже в ванной. Иногда в помещении зако­лачивают окна, чтобы исключить возможность побега. Депрограмми­рование длится целыми днями, а иногда и неделями до тех пор, пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и ос­вобождения от влияния культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это).

Депрограммирование вызывает самые глубокие страхи участников культов. Действительно, раз семья и друзья захватывают их насиль­ственно, то им нельзя доверять. Травму может нанести и то, что адепт поначалу видит не своих близких, а неизвестных людей, кото­рые запихивают его в фургон, увозят прочь и держат взаперти. Пос­ледователи культа убеждены, что эти люди являются воплощением зла, и проявляют недоверие, гнев и возмущение.

Таким образом, депрограммирование имеет много недостатков. Я встречал множество успешно депрограммированных людей, которые до сего дня страдают от психологических травм, нанесенных в ходе применения данного метода. Эти люди были рады освободиться из тисков культового программирования, но им не повезло с методами оказания помощи2.

Профессиональный консультант Кэтлин Мэнн в 1990 году пере­жила шок, проводя аспирантское исследование по психологии, о чем

1 Термин «депрограммирование» использовался и для описания доброволь­
ных воздействий, хотя главным образом он применяется для описания принуди­
тельного процесса.

2 Начиная с 1980 года я неоднократно выступал с публичной критикой на­
сильственного депрограммирования. Чтобы дискредитировать меня, культы лгут
как своим членам, так и общественности. Истина заключается в том, что я
участвовал приблизительно в дюжине депрограммирований для мунистов в 1976—
1977 годах. Большинство их было успешными. Два не удались. Факты таковы,
что меня никогда не арестовывали, не подвергали преследованию как уголовного
преступника, и даже никто из тех, с кем я встречался или кого я консультиро­
вал, не преследовал меня по суду.


110 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

она писала в письме ко мне1. Профессор, которому она доверяла, предложил ей в качестве включенного наблюдателя заняться изучени­ем лидера Церкви Универсальной и Торжествующей (Church Universal and Triumphant — CUT), Элизабет Клэр Профет. Кэтлин изучала дог­маты группы в течение года, и за это время не однажды высказыва­лось мнение о культовом или, по меньшей мере, сомнительном харак­тере этой «церкви». Она обратилась в братство Хранителей Пламени этой церкви с просьбой о членстве, пытаясь лучше понять групповую доктрину и методологию. Она лично встретилась с Профет в штаб-квартире группы в штате Монтана. Харизма этой женщины произве­ла на нее сильное впечатление. Кэтлин мало знала о том, что могла подвергнуться методам контроля сознания, что свело бы на нет ее критические способности и внушило бы поклонение группе и ее лиде­ру. Вскоре после первой встречи с миссис Профет Кэтлин отказалась от научно-исследовательской работы. Она даже согласилась подумать о переезде на ранчо, где жила коммуна адептов. Вмешались друзья, болевшие за ее благополучие и обеспокоенные изменениями, кото­рые уже успели произойти с ее личностью. Кэтлин была депрограм-мирована. Вот что она пишет:

«Однажды в ясный, бодрящий полдень я сидела в квартире, принадле­жащей Церкви и находящейся под ее контролем. Вдруг дверь распахну­лась, и вошел мой друг, которому я доверяла. Он помогал непрограм­мистам. Захватив мою одежду и запихав ее в сумку, он прибавил туда же всю пятифуговую груду книг и видеокассет, переданных мне миссис Профет, после чего погрузил все это в ожидающий автомобиль. Я бо­ролась и спорила с ним, но он превосходил меня в силе и буквально поволок меня к автомобилю, который затем покинул территорию ЦУТ и направился по шоссе 89 штата Монтана. В тот момент я не хотела оставлять группу. Я уже приняла решение остаться, изыскав для этого любую возможность и, конечно, пожертвовав первоначальным наме­рением провести социологический опрос.

Я помню, что боролась и кричала, чтобы он остановился и выслу­шал меня, но он не обращал внимания на мои слова. Многое из того, что случилось потом, было как в тумане. Сначала мы приехали к нему домой. Затем меня отправили в другое место, где было еще два челове­ка, один якобы психолог. Мне помнится, что во время поездки в авто­мобиле я пыталась спать, но меня внезапно разбудили незнакомые го­лоса и звуки, незнакомая обстановка,— я продолжала видеть у каждого человека лицо миссис Профет, и я верила, что она наблюдает за всем

1 Личная корреспонденция, лето 1999 г.


Глава 3. Подход стратегического взаимодействия 4-111

этим. Помню, я думала, что она была там — вела записи о том, что я чувствовала и думала, как это бывало в прошлом. Я была крайне по­давлена и старалась уклоняться от разговоров. Я все еще была очарова­на (хотя и смущена) всеми переживаниями, связанными с группой, и думала, что мне следует отказаться сотрудничать в этом сбивающем с толку и унижающем действе. Я не понимала, что происходит. Еще на­ходясь на подконтрольной культу территории, я была совершенно по­трясена обстоятельствами своего похищения, хотя и пыталась себя ус­покаивать в предчувствии предстоящего.

Депрограммисты немедленно приступили к работе. Они вытащили фотографию миссис Профет и заявили, что она — лидер культа, в свя­зи с чем я должна плюнуть на фотографию. Я отказалась. Они всячески обзывали ее, один раз даже богохульным словом, после чего посмея­лись между собой. Я не смеялась. Они показывали видеозаписи интер­вью с бывшими членами ЦУТ и заставляли меня соглашаться с излагав­шимися там мыслями. Они говорили, что я была частью "демоничес­кой, оккультной силы" и мне нужно примириться с тем фактом, что мне, возможно, нанесен "необратимый ущерб". Психолог сказал мне, что у меня, "вероятно, вызванное культом расщепление личности".

Это продолжалось в течение нескольких часов. Они оскорбляли мой интеллект, мой выбор и мои чувства. Фактически они лишили меня человеческих прав и пользовались теми же дезориентирующими метода­ми, что и ЦУТ.

Им не потребовалось много времени, чтобы убедить меня в том, что ЦУТ была культом. В какой-то степени я осознавала, что доктрины ЦУТ были "придурковатыми" и, по-видимому, неверными. С того са­мого момента, как я оказалась в обществе миссис Профет, мне не по­зволяли сделать выбор на основе надлежащей информации. Возможно, я сама поняла бы все натяжки и злоупотребления, если бы оставалась в ЦУТ несколько дольше. В противном случае я бы вскоре поссорилась с миссис Профет и все равно была бы "вышвырнута" прочь. Но не это имело для меня значение. То, чем занимались эти депрограммисты, было попыткой изменить мое сознание путем информационного конт­роля — точно так же, как это делал культ. Они не боролись с фобия­ми, которые внушила мне ЦУТ и которые оставались со мной долгие годы: некоторые цвета и типы музыки ассоциировались у меня с ритуа­лами ЦУТ, а страх возмездия за побег из группы сковывал по рукам и ногам.

Стив, если бы использовалась Ваша методика, я смогла бы сохра­нить чувство собственного достоинства и самостоятельно прийти к осоз­нанию того, что со мной произошло на самом деле. Месяцами, даже годами я казнила себя: "Как я могла позволить такому случиться?" Я могла бы сохранить индивидуальный склад ума и способность к рацио­нальному мышлению. Чего эти депрограммисты не понимали и чем со-


112 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ


Глава 3. Подход стратегического взаимодействия 4- 113



вершенно не интересовались, так это тем, что у меня были существен­ные сомнения в период пребывания в ЦУГ,— это не признавалось и даже не рассматривалось. Я была для них "жертвой", и это было все, что они понимали или признавали. Даже «освободившись», я периодичес­ки возвращалась к догматам ЦУТ в течение года после депрограммиро-вания. Наконец я поняла, что больше не могу воспринимать несообраз­ности в доктрине ЦУТ, и порвала с ней окончательно, выбросив боль­шинство своих материалов в мусорный ящик.

Мне. хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого у меня их было две — обе болезненные, обе попирающие достоинство, обе причиняющие ущерб. В обоих случаях игнорировали меня как че­ловека в пользу других людей».

В 1970-е годы никакого выбора, помимо депрограммирования, действительно не было. В 1980-е годов и особенно в начале 1990-х депрограммирование вытесняется консультированием о выходе. В настоящее время в США депрограммирование людей старше 18 лет признано незаконным. Можно с уверенностью сказать, что в случае неудачного исхода депрограммирования виновники последнего будут привлечены к уголовной ответственности. Материальные расходы, связанные с судебным разбирательством, приобретут астрономичес­кие масштабы. Потери, связанные с неудачным исходом депрограм­мирования, могут катастрофически сказаться на вашем близком че­ловеке. Вместо развенчивания культовая доктрина, напротив, закрепляется. Отношения с членами семьи, как правило, становятся напряженнее, семья и друзья могут испытывать опустошенность.

Опыт депрограммирования Кэтлин причинил ей лишь напрасный вред. Кроме того, депрограммирование часто эмоционально травми­рует не только культиста, но и остальных участников процесса, вклю­чая семью и даже бывших приверженцев культа, оказывающих по­мощь собрату. Власть и контроль находятся в руках постороннего человека, наделенного авторитетом, а не в сознании культиста. Вы­бор времени депрограммирования основан не на интересах адепта, но обычно определяется потребностями и удобством семьи и самого де-программиста.

Депрограммирование, как правило, не предполагает предвари­тельного консультирования с членами семьи, поэтому не направляет силы на ликвидацию ущерба, нанесенного опытом пребывания в культе. Не готовит оно их, соответственно, и к последующей заботе о бывшем культисте.





double arrow
Сейчас читают про: