Демонизация критиков культа

Когда книга «Борьба против культового контроля сознания» была впервые опубликована в 1988 году, я стал одной из наиболее замет­ных мишеней кампаний по распространению дезинформации. Есть лидеры культов, прививающие своим адептам мысли о греховности общения со мной и даже простого знакомства с моей книгой. В рам­ках борьбы с моей деятельностью сайентологи создали так называемую «Папку умерщвления агента»3. Эта папка содержит материалы, со­зданные для подрыва моей репутации, чтобы «нейтрализовать» влия­ние моих идей на адептов этого учения. Несчетное количество раз мне

1 Zablocki Benjamin. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the
Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion // Nova Religio: The Journal of
Alternative and Emergent Religions. Vol. 1, No. 1. October 1997. P. 98.

2 Взято из свидетельских показаний эксперта Дж. Гордона Мелтона в деле Ли
против Дадци и других. См, www.hightrath/experts/melton

3 «Умерщвлять агента» (Dead Agent) — жаргонный термин сайентологического
«новояза», обозначающий целенаправленное распространение злонамеренной лжи
и слухов о людях или организациях, которые критикуют сайентологию или Р. Хаб-
барда, в попытке настолько дискредитировать их, чтобы каждый чувствовал от­
вращение к ним и не воспринимал исходящую от них информацию. В данном
термине, как в капле воды, отражается военизированная паранойя сайентоло­
гов, поскольку он создан по ассоциации с деятельностью разведывательно-шпи­
онских ведомств, вынужденных периодически дискредитировать своих провалив­
шихся агентов. Эта тактика использовалась против CAN, подобные «мероприя­
тия» проводятся регулярно и в отношении одного из переводчиков этой книги,
Евгения Волкова. {Прим. перев.)


Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 211

угрожали судебными процессами и даже физической расправой. Некоторые группы, вроде мунистов, сообщают своим членам, что я — агент Сатаны. В умах адептов насаждались и насаждаются конк­ретные фобии, связанные со мной. Членов культа специально ин-доктринировали, чтобы они поверили, будто Стивен Хассен — «де-программист», который одобряет соответствующие методы и общается с людьми, которые похищают, избивают и пытают адептов новых религий до тех пор, пока те не отрекутся от своей веры. Куль­товые сайты изображают меня как отвратительного антирелигиозного фанатика, намеренного уничтожить религиозную свободу.

Когда член культа выдвигает подобное обвинение в отношении ка­кого-либо критика, я рекомендую семье потребовать от него доказа­тельств: «Покажи нам факты. Твои лидеры документально подтвер­дили эти обвинения именами, датами и указанием мест? Подаващли они в суд?» На самом деле для лидеров нежелательно, чтобы их обви­нения изучались или оспаривались. Членам семьи и друзьям следует обратиться с просьбой поговорить с человеком, преднамеренно дав­шим негативные письменные показания. Вопросы можно задать, и факты можно получить. Фобия депрограммирования может быть последовательно разрушена посредством разоблачения лжи и обмана. Это — жизненно важная и эффективная стратегия, поощряющая про­верку реальности.

Отец кулыписта: Я просматриваю сайт, принадлежащий культу, и нахожу страницы, критикующие доктора Роберта Лифтона, докто­ра Луиса Веста и доктора Маргарет Сингер. Что все это значит? Как можно судить, вредная это информация или полезная?

При оценке любой информации спросите себя:

+ Каков источник критики?

+ Как и кем этот источник финансируется?

+ Кто именно выдвигает обвинения?

+ Какими подлинными дипломами и сертификатами обладает этот человек?

+ Каково его положение в академическом и научном мире?

+ Какова его подготовка? Его опыт? Его репутация?

+ Что им опубликовано?

+ Читали ли вы его работу?

+ Имеет ли для вас смысл то, что он говорит?

+ Когда вы задаете ему вопросы, отвечает ли он честно и ответствен­но?


212 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Я знал доктора Лифтона, покойного доктора Веста и доктора Син-гер много лет. Хотя я соглашаюсь не со всем, что они написали или сделали, я питаю большое уважение к их позитивному вкладу, кото­рый был весьма значительным1. Все они были офицерами военной разведки Соединенных Штатов, изучавшими китайские методы «про­мывания мозгов» в 1950-х годах, и все обладали достаточным граж­данским мужеством, чтобы публично засвидетельствовать существо­вание этого явления. Читайте истинную и ложную информацию об этих людях сами. Формируйте собственное мнение.

Мы, американцы, зачастую не осознаем, что наши конституци­онные права теряют всякий смысл, если мы не готовы последователь­но их отстаивать. Культы вынуждают многих из нас действовать, по­тому что демонстрируют готовность к нарушению прав человека. Лично я отказываюсь уступать свои права. Истории о жестоком обра­щении, предательстве, преследовании, запугивании, страхе, разру­шенных семьях, брошенных детях, финансовом разорении и эмоцио­нальных стрессах, услышанные мной от множества бывших культистов за эти годы, движут мной в этой борьбе. Я уверен, что одна из наи­более эффективных стратегий противостояния дезинформации и кле­вете предполагает помощь бывшим адептам в их попытках рассказать свои истории. Бывшим членам культов, читающим эту книгу, я со­ветую сделать это как для собственного блага, так и для блага других. Я также советую людям, чьи близкие причастны к культам, разыскать бывших адептов, которым есть что рассказать.

Верю ли я каждой рассказанной истории без проверки? Конечно нет. Возможно ли, что некоторые экс-культисты преувеличивают свои истории? Разумеется. Полагать, что все бывшие адепты заслу­живают доверия или, напротив, никто из них его не заслуживает — это крайности. Я стремлюсь оценить историю каждого человека и до­биваюсь ее обоснования. Естественно, когда многие люди сообщают о схожем опыте, связанном с какой-то конкретной группой, информа­ция оказывается заслуживающей доверия. Большинство бывших адептов высказывается, подвергаясь большому личному риску при небольшой выгоде либо вообще ничего не получая лично, кроме мо­рального удовлетворения от борьбы со злом и от помощи другим.

Бывшие члены культов и их друзья и семья — это те, кто спаслись, и их свидетельские показания — мощное доказательство того, что че­ловек может уйти из деструктивной группы и продолжать вести пло-


Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 213

дотворную жизнь, которая его устраивает. Их вдохновляющие слова помогут сориентировать поставленного в тупик или недовольного чле­на культа на путь возвращения в здоровое состояние. Помогая увидеть другую сторону проблемы, бывшие члены культов демонстрируют, что уход — это вариант выбора. Коль скоро он начинает казаться прак­тически осуществимым, обычно решение человека об уходе из группы становится лишь вопросом времени.


1 Чгобы получить больше информации о них, см. www.freedomoftnind.com



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: