Помимо пропагандистов, дезинформацию распространяют как сами члены культов, так и защитники культов из числа их исследователей, ссылающиеся на религиозную свободу в качестве оправдания существования групп, применяющих контроль сознания. Некоторые высококлассные исследователи принимали денежные средства, льготы и другие виды вспомоществования от культов, бывших предметом их изучения.
Например, «Вашингтон пост» сообщила, что группа Аум Синрикё оплатила стоимость авиабилетов, жилье и другие «основные расходы» четырех американцев, явившихся на защиту культа, когда японская полиция начала расследовать теракт с применением ядовитого газа в токийском метро в 1995 г.1
Одним из этих американцев был Дж. Гордон Мелтон, пишущий книги и статьи о «новых» религиях и в прошлом защищавший спорные группы вроде Народного Храма Джима Джонса. Когда его спросили в 1988 году о группе Джима Джонса, Мелтон сказал: «Эта группа не была культом. Она состояла из респектабельных христиан магистрального направления»2. Мелтон также упоминается в онлайновом списке «Рекомендуемых профессионалов» Сети просвещения о культах3. В последнем номере журнала Nova Religio Бенджамин Заблоц-ки, профессор Университета Рутжерса (Rutgers) и специалист по культам с тридцатилетним стажем, раскрывает суть того, как финансирование исследований со стороны культов способствует пристраст-
|
|
1 Полный текст краткой автобиографии профессора Зимбардо см. по адресу
www.zinibaKlo.com
2 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental
Disorders, 4th edition. Washington, D. C, 1994.
3 Отзывы из журналов The Lancet и American Journal of Psychiatry можно про
читать на моем сайте www.rreedomorrnind.com
1 Reid Т. R. U.S. Visitors Boost Cause of Japanese Cult; Lawyer Says Police Imperil
Religious Rights of Sect. // Washington Post Foreign Service. 1995. May 9; Watanabe
Teresa. Alleged Persecution of Cult Investigated // Los Angeles Times. 1995. May 6.
2 Milwaukee Journal. 1988. Dec. 3.
3 Cm. www.cultawarenessnetwork/referral/pageOl
210 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
ному отношению к исследуемому материалу1. Защитники культов вводят публику в заблуждение, выдвигая примитивную, роботизированную концепцию контроля сознания. Они также предлагают ложную трактовку точек зрения, принадлежащих как критикам культов, так и их бывшим членам. Популярный аргумент защитников культов заключается в том, что свидетельские показания «вероотступников» не заслуживают доверия, потому что у подобных людей, скорее всего, сложилось предвзятое мнение, вызванное уходом из группы. Согласно Мелтону, «враждебно настроенные бывшие адепты постоянно затемняют правду. Они постоянно раздувают мелкие инциденты и превращают их в крупные»2. Ирония состоит в том, что защитники культов игнорируют не менее вероятную тенденциозность со стороны действующих адептов и лидеров культовых групп.