Сеть просвещения о культах (Cult Awareness Network — CAN), самая большая и массовая общественная организация для семей, чьи родственники оказались причастны к культам, изображалась последними как группа фашистов, стремившихся лишить людей религиозной свободы. В 1994 году CAN проиграла один из множества целенаправленно изматывающих судебных процессов, возбуждаемых членами культов по всей стране, и была оштрафована на 1,875 миллиона долларов, в результате чего по решению суда присяжных ее дело было передано в суд по делам о несостоятельности. В конечном итоге торговое название CAN, номер почтового ящика, номер телефона доверия и служебный штамп были проданы на аукционе за 20 000 долларов Стивену Хэйесу, члену Церкви Сайентологии2.
Теперь CAN, этот волк, притворившийся бабушкой, создает проблемы, обсуждаемые в этой книге. Если вы звоните по телефонному номеру CAN, вероятнее всего, ответит участник культа, пусть и не обнаруживающий своей причастности к культам.
Любая информация, которой делятся члены семьи в надежде освободить близкого человека, может быть использована против них. Сайт CAN (www.cultawareness.org) утверждает, что используется Фондом религиозной свободы (Foundation for Religious Freedom), и отрицает существование контроля сознания. Сайт CAN фабрикует приводящую в замешательство мешанину правды, полуправды и лжи и пытается отождествить «антикультовое» с «антирелигиозным». Когда член культа обращается к сайту CAN, привитые культом фобии в отношении антирелигиозных депрограммистов закрепляются. Существует много других сайтов, созданных ради пособничества программам культовых групп по вербовке и индоктринации людей по всему миру.
|
|
1 Семья, которой небезразлична судьба близкого человека, не пошла бы на
депрограммирование, чтобы затем праздно стоять, допуская насилие или изби
ение. Подобное просто не может произойти!
2 Hansen Susan. Did Scientology Strike Back? // American Lawyer. June 1997,
208 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Одна из наиболее обычных тактик дезинформации, применяемых в культах,— это ложный логический аргумент, известный как «соломенное чучело» (довод, выдвигаемый для того, чтобы самому его легко опровергнуть), где человек ослабляет позицию противника, искажая его доводы и нападая на беззащитное «соломенное чучело», вместо того чтобы заниматься реальными спорными вопросами. Например, культы нередко создают ложный образ контроля сознания как некоей мистической силы, способной одолеть любого человека в любой ситуации. Естественно, это искусственное «соломенное чучело» легче опровергнуть, чем реальные позиции, на которых стоят информированные, опытные профессионалы. Они в основном предполагают, что методы контроля сознания сильно отличаются по применению и эффективности и что, хотя контроль сознания никогда не бывает абсолютным, тем не менее он может иметь разрушительные последствия.
|
|
У меня вызывают подозрение мотивы любого человека или группы, которые полагают, что ни при каких обстоятельствах и никакими манипуляциями нельзя заставить людей принять новые верования. Чьи интересы отстаиваются утверждениями, согласно которым контроль сознания совершенно невероятен? Если контроль сознания — всего лишь мистификация, почему профессор и бывший президент Западной психологической ассоциации (Western Psychological Association) Филип Зимбардо преподает в Стэнфордском университете курс под названием «Психология контроля сознания»1?
Пропагандисты из культов стремятся убедить адептов и остальных людей в том, что «контроль сознания не признан профессиональными психологами и психотерапевтами». На это легко возразить, процитировав DSM-IV, диагностический справочник Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), где культы и промывание мозгов значатся под номером 300.15, «Нетипичное диссоциативное расстройство» (Dissociative Disorder Not Otherwise Specified)2. Можно также процитировать и положительные отзывы на книгу «Борьба против культового контроля сознания» в «Ланцете» и «Американском психиатрическом журнале» в 1990 г.3
Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 209
Другая излюбленная тактика пропагандистов культов заключается в том, чтобы неверно цитировать судебные решения, касающиеся культов. Разговаривая с родственниками — адептами культов, требуйте у них оглашения судебного решения, ссылки на статью закона, а лучше всего — информации об официальном судебном постановлении.
Когда речь заходит о судебных решениях, лучше попросить юриста, знакомого с судебными процессами по делам культов, помочь достать документы, чтобы показать и объяснить их члену культа.