double arrow

СЕТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ О КУЛЬТАХ ПЕРЕХОДИТ В ДРУГИЕ РУКИ


Сеть просвещения о культах (Cult Awareness Network — CAN), са­мая большая и массовая общественная организация для семей, чьи родственники оказались причастны к культам, изображалась после­дними как группа фашистов, стремившихся лишить людей религиоз­ной свободы. В 1994 году CAN проиграла один из множества целе­направленно изматывающих судебных процессов, возбуждаемых членами культов по всей стране, и была оштрафована на 1,875 милли­она долларов, в результате чего по решению суда присяжных ее дело было передано в суд по делам о несостоятельности. В конечном итоге торговое название CAN, номер почтового ящика, номер телефона доверия и служебный штамп были проданы на аукционе за 20 000 долларов Стивену Хэйесу, члену Церкви Сайентологии2.

Теперь CAN, этот волк, притворившийся бабушкой, создает про­блемы, обсуждаемые в этой книге. Если вы звоните по телефонному номеру CAN, вероятнее всего, ответит участник культа, пусть и не обнаруживающий своей причастности к культам.

Любая информация, которой делятся члены семьи в надежде осво­бодить близкого человека, может быть использована против них. Сайт CAN (www.cultawareness.org) утверждает, что используется Фон­дом религиозной свободы (Foundation for Religious Freedom), и отри­цает существование контроля сознания. Сайт CAN фабрикует приво­дящую в замешательство мешанину правды, полуправды и лжи и пытается отождествить «антикультовое» с «антирелигиозным». Когда член культа обращается к сайту CAN, привитые культом фобии в от­ношении антирелигиозных депрограммистов закрепляются. Суще­ствует много других сайтов, созданных ради пособничества програм­мам культовых групп по вербовке и индоктринации людей по всему миру.

1 Семья, которой небезразлична судьба близкого человека, не пошла бы на
депрограммирование, чтобы затем праздно стоять, допуская насилие или изби­
ение. Подобное просто не может произойти!

2 Hansen Susan. Did Scientology Strike Back? // American Lawyer. June 1997,


208+ Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Одна из наиболее обычных тактик дезинформации, применяемых в культах,— это ложный логический аргумент, известный как «со­ломенное чучело» (довод, выдвигаемый для того, чтобы самому его легко опровергнуть), где человек ослабляет позицию противника, искажая его доводы и нападая на беззащитное «соломенное чучело», вместо того чтобы заниматься реальными спорными вопросами. На­пример, культы нередко создают ложный образ контроля сознания как некоей мистической силы, способной одолеть любого человека в любой ситуации. Естественно, это искусственное «соломенное чуче­ло» легче опровергнуть, чем реальные позиции, на которых стоят ин­формированные, опытные профессионалы. Они в основном предпо­лагают, что методы контроля сознания сильно отличаются по применению и эффективности и что, хотя контроль сознания никогда не бывает абсолютным, тем не менее он может иметь разрушительные последствия.

У меня вызывают подозрение мотивы любого человека или груп­пы, которые полагают, что ни при каких обстоятельствах и никакими манипуляциями нельзя заставить людей принять новые верования. Чьи интересы отстаиваются утверждениями, согласно которым конт­роль сознания совершенно невероятен? Если контроль сознания — все­го лишь мистификация, почему профессор и бывший президент Западной психологической ассоциации (Western Psychological Associ­ation) Филип Зимбардо преподает в Стэнфордском университете курс под названием «Психология контроля сознания»1?

Пропагандисты из культов стремятся убедить адептов и остальных людей в том, что «контроль сознания не признан профессиональными психологами и психотерапевтами». На это легко возразить, процити­ровав DSM-IV, диагностический справочник Американской психиат­рической ассоциации (American Psychiatric Association), где культы и промывание мозгов значатся под номером 300.15, «Нетипичное дис­социативное расстройство» (Dissociative Disorder Not Otherwise Specified)2. Можно также процитировать и положительные отзывы на книгу «Борьба против культового контроля сознания» в «Ланцете» и «Американском психиатрическом журнале» в 1990 г.3


Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 209

Другая излюбленная тактика пропагандистов культов заключается в том, чтобы неверно цитировать судебные решения, касающиеся культов. Разговаривая с родственниками — адептами культов, тре­буйте у них оглашения судебного решения, ссылки на статью закона, а лучше всего — информации об официальном судебном постановле­нии.

Когда речь заходит о судебных решениях, лучше попросить юрис­та, знакомого с судебными процессами по делам культов, помочь до­стать документы, чтобы показать и объяснить их члену культа.


Сейчас читают про: