Правовой статус воздушного судна и экипажа

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Двойная регистрация воздушного судна не допускается.

Государственная регистрация гражданских воздушных судов – документальное подтверждение государственным органом распространение юрисдикции государства на данное воздушное судно вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства, в соответствии с требованиями национального законодательства и международных соглашений.

Гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельств о регистрации. Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна – документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов в соответствии с требованиями нормативных документов. Указанное Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.

Неотъемлемой частью Государственного реестра являются дела гражданских воздушных судов, включающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации, и копии выданных свидетельств о регистрации.

Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках.

Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. Ведение Государственного реестра ГА РФ осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.

При включении данных о гражданском воздушном судне в государственный реестр, ему присваиваются государственный о регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно. Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями нормативной документации на элементы конструкции гражданского воздушного судна, полеты не производятся.

Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается.

Дело гражданского воздушного судна храниться в течение всего срока эксплуатации гражданского воздушного судна и через три года после его исключения из Государственного реестра уничтожается в установленном порядке.

Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. От принципа национальной принадлежности следует отличать вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций.

Собственник гражданского воздушного судна – физическое или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности.

Эксплуатант гражданского воздушного судна - физическое или юридическое лицо, использующее воздушные судно для полетов в соответствии сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т.п. Согласно ст. 7 Воздушного Кодекса РФ, воздушные суда могут находиться в собственности граждан Российской Федерации.

В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеют деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно ст. 3 Чикагской конвенции, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (собственника) судна, который отвечает за их действия.

Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы, в пределах определенного периода времени.

Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержаться в гл. III ст. 5-10 Токийской конвенции 1963 года (в отношении мер принуждения к лицу, которое совершило или готовится совершить акт, угрожающий безопасности полетов, КВС может высадить такое лицо, если власти государства не отказываются о его высадке. Командир может высадить пассажира в любом государстве, но передавать его он может лишь государству-участнику Конвенции).

Некоторые общие требования к свидетельствам членов экипажа зафиксированы в ст.32 и 33 Чикагской конвенции, а также в Приложении 1 к ней.

В соответствии с положением Приложения 6 к Чикагской конвенции КВС наделен правом выполнять некоторые функции нотариального характера: регистрировать даты рождения, смерти, исчезновения людей во время полета.

Взаимодействие КВС с местными властями регулируется ст.16 ЧК «Досмотр воздушных судов».

«Компетентные власти каждого Договаривающегося государства имеют право без необоснованной задержки производить досмотр ВС других Договаривающихся государств при их прибытии или убытии и проверять удостоверения и другие документы, предусмотренные настоящей Конвенцией». Данное положение позволяет КВС разрешить проводить досмотр воздушного судна.

В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна.

В статьях 56-60 Воздушного Кодекса РФ определены требования к экипажу и командиру воздушного судна. Статья 58 определяет права командира воздушного судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: