Принципы, нормы и методы правового регулирования в информационном праве

Информационное право функционирует в соответствии с определенными принципами, которые, как и принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и требования, законодательные отправные начала, организационные начала, наиболее характерные черты и свойства той или иной деятельности.

Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права 3 группы принципов: общенаучные, конституционные принципы организации общества и государственной системы, общие принципы правового регулирования, принципы правового регулирования в конкретной области законодательства, принципы правоприменения.

1. Принцип сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются: в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ее использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере направлены на обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются: в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею при обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка; в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

2. Принцип законности. Это универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни. Он проявляется прежде всего в соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности в информационной сфере. Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о содержании законов и иных нормативных юридических актов широких слоев населения, не говоря уже о государственных и муниципальных служащих. Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо выросли, в том числе и благодаря информационному праву. Достаточно вспомнить, как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например кодекса, в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.

3. Принцип гласности. Имеется в виду открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Принцип правового равенства. Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса основывается на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

Названный принцип вытекает из более общего положения, согласно которому "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

5. Принцип ответственности. Применительно к информационному праву это означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил, закрепленных в нормативных правовых актах.

6. Принцип отчуждения прав на использование информации. Данный принцип основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения информации на отчуждение прав на использование информации.

7. Принцип оборотоспособности информации. Он основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации и заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объект, т.е. независимо от ее создателя или обладателя.

8. Принцип информационного объекта (информационной вещи). Основан на свойстве двуединства информации и материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распространяться одновременно и взаимосвязано два института: интеллектуальной собственности, защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на нем информацией.

9. Принцип распространяемости информации. Основан на свойстве распространяемости информации и заключается в том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц.

10. Принцип организационной формы. Основан на одноименном свойстве информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти по поводу не информации вообще (например, в философском ее понимании), а информации, представленной в определенной организационной форме (документ - оригинал, подлинник, копия; массив документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип позволяет также относить к категории информационных объектов как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: