Глава 1. Человеческий фактор

Поведение человека в опасной ситуации зависит от того, как она принимается самим человеком, и насколько она расценивается как опасная обществом. Представления о значении «того или иного явления, предмета, действия формируются в соответствующей социальной среде, отражая его наиболее существенные свойства, связи и отношения (А.Н. Леонтьев). Общепринятое представление о значимости опасной ситуации получает свою индивидуальную интерпретацию посредством субъективного отражения конкретного человека за счет психологических особенностей, потребностей, мотивов и интересов данной личности. Индивидуальное восприятие значимости ситуации складывается из аффективных и интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов). Следовательно, для интерпретации особенностей поведения в опасных ситуациях необходимо определить смысл, которым индивид наделяет эти ситуации, определить его отношение к ситуации.

Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в ее своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на нее. Жесткие же временные ограничения и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряженной.

Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которая приписывается данной ситуации обществом, личного смысла для индивида, который, в свою очередь несет в себе эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Эмоциональная сторона отношения в свою очередь состоит из значимости-ценности и значимости-тревожности (см. рис. 2). Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации. Тревожность связывается с тяжестью последствий и возможностью их последующих исправлений.

Факты формирования отношение к опасной ситуации.

Осознание индивидом ситуации как высокоопасной может вызывать у него чрезмерно сильное волнение и способствовать снижению его психофизиологических возможностей, если опасность осознается, но ей не предается чрезмерная оценка, то она может способствовать мобилизации сил (М.А. Котик, Р. Лазарус, А.И. Косая, И.И. Никберг, Л.А. Жудина). Уровень тревожности может возрастать, если в прошлом у индивида был негативный опыт выхода из подобной ситуации, причем тревожность может возникать не только как реакция на существующую опасность, но и как реакция на возможную опасность, вне зависимости от существующей ситуации. Например, индивид может бояться обанкротиться вне зависимости от материального положения на данный момент.

Отношение человека к опасности и степень адекватности ее оценки взаимосвязана с возможностью возникновения у него несчастных случаев и прочих происшествий, а потому отношение к опасности и адекватность оценки является основой задачей психологии безопасности.

Влияние опасной ситуации на индивида определяется:

- отношением индивида к ситуации складывающейся из значимости ситуации и наличия опыта нахождения, взаимодействия, а также результата этого взаимодействия для отдельного человека;

- социальное значение ситуации, определяющееся общественной оценкой опасности ситуации и ее последствий, как для отдельного человека, так и для общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: