Безопасность – это такое состояние системы, в которой присущие ей опасности сведены к минимуму. Под системой мы будем понимать определенное временное и пространственное сочетание входящих в нее элементов. Русак выдвинул аксиому, что любая Деятельность потенциально опасна. Психологическое понятие опасности определяется как качество и количество какого-либо явления, нарушающего динамическое или статическое равновесие системы. Под явлением понимается, какая либо энергетическая, информационная или материальная субстанция. Исходя из этого, любое явление может оказаться опасным, а потому опасность потенциально присутствует в любой системе. Нужно заметить, что каждой системе присущ свой блок опасностей. Обеспечение безопасности строится на трех базовых модулях:
1. Предотвращение опасности
2. Работа с опасностью
3. Устранение нарушений в системе, вызванных опасностями.
На базе этих модулей строится система мероприятий по обеспечению безопасности. В нашей работе мы основное внимание будем уделять психологическому обеспечению безопасности личности как системы. Система безопасности личности строится на трех организационных уровнях:
|
|
1. Превентивный уровень – предполагает проведение профилактических и предупреждающих мероприятий. Он включает в себя различные информационных каналы, по которым человек может получить исчерпывающую информацию.
2. Помощь человеку, находящемуся в опасной ситуации.
3. Реабилитационный уровень – включает в себя работу с посттравматическими расстройствами.
В работе рассматриваются факторы, влияющие на безопасность личности и блок психодиагностических методов, с помощью которых можно определить основные характеристики личности и выделить личность безопасного типа.
М.А. Котик определяет психологию безопасности как «отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности».
В данной работе мы будем придерживаться определения психологии безопасности как области знаний, которая изучает закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения, позволяющего сохранить целостность и стабильность человека или группы людей как психологических систем. Под отражением мы будем понимать определение квалификации опасности, под регуляцией – недопущение превышения уровня опасности и применение сообразных мер по ее устранению, снижению до допустимого уровня.
Психологическая безопасность - это такое состояние личностной системы, при которой каждый из составляющих ее элементов находится в оптимальном для нее состоянии. Оптимальность описывается законом нормального распределения на основании статистических норм, где отклонение от нормы в положительную или отрицательную сторону можно считать нарушением безопасности.
|
|
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследования данной области являются:
· психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
· психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
· свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Опасные ситуации – это нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной дестабилизации личностной системы. Одним из типов опасной ситуации является несчастный случай.
Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), происшедшее в результате воздействия опасного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай, является нахождение человека в опасной зоне.
Причинами несчастного случая могут быть:
- Физическая среда
- Социальная среда
- Межличностные взаимоотношения
- Сама личность.
Несчастный случай можно расценивать как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации (М.А. Дмитриева, В.П. Соколов, 1977), как результат его неправильных реакций на такую ситуацию.
Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной. Природа опасных ситуаций может быть очень разнообразна – это может быть физическая опасность, опасность социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и т.д.
Опасные ситуации зачастую являются неожиданно, а потому и уровень осознания причин и способов выхода из этих ситуаций не всегда адекватен реальной ситуации, не осознается полностью. Уровень осознания возможной опасности различается в зависимости от шансов возникновения возможной угрозы. Так, например, возможна отдаленная угроза для жизни – землетрясение, в районе с низкой сейсмической активностью; проживание в опасных районах – в районах действующих вулканов; неожиданная угроза – нападение преступника, терроризм и т.п. Осознание ситуации и адекватность поведения в ситуации неожиданной угрозы для жизни резко снижается и зависит от врожденных особенностей личности, ее установок, типа нервной системы и ряда других психобиологических показателей. В меньшей степени, возможно научить человека поведению в случае непредвиденных ситуаций угрозы для жизни, потому зачастую люди оказываются не подготовленными в к действию в экстремальных ситуациях.
Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность дестабилизации личности принято называть опасной. В более широком контексте такие ситуации называют эксвизитными.
Эксвизитной ситуации сопутствует состояние нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависит от выраженной потребности в разрешении противоречия – объективных параметров ситуации, наличием структурированности условий, средств, целей и опытом разрешения аналогичных ситуаций и возможностей его переноса на актуальные обстоятельства.
Психологический механизм возникновения эксвизитной ситуации обусловлен направленностью любого психического акта на цель. Каждый психический акт энергетически обеспечен. Энергетическими источниками являются эмоции. В случае, когда психологический акт блокируется препятствием внутреннего или внешнего плана возникает напряжение, в соответствии с этим возникает проблема снятия напряжения путем наименьшего сопротивления, как можно быстрее и с наименьшей опасностью. В эксвизитной ситуации обязательно присутствует другой реальный или интериоризованный стимул, препятствующей спонтанному реагированию на первый. Невозможность спонтанного реагирования создает энергетическое напряжение. Это напряжение выражается в беспокойстве, по поводу дестабилизации позитивного образа «Я». Физиологической основой этого процесса является возбуждение структур лимбической системы, участвующей в возникновении эмоции страха. Уровень напряжения и качество интеграции психической энергии зависит от того, какое онтологическое поле личности блокировано, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности справиться с ситуацией индивидуума. Место наименьшего сопротивления человека, так называемый локус минорис, и определяет ситуацию, которая становится для человека эксвизитной.
|
|
Эксвизитные ситуации - это ситуации, в которых противоречие внешнее или внутреннее в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия.
Характеристики эксвизитных ситуаций:
- выраженность, субъективное переживание потребности;
- объективные параметры ситуации (не структурированность условий, средств, целей);
- представленность структуры ситуации в сознании личности (опыт разрешения аналогичных ситуаций, уверенность в разрешении проблемы).
Эксвизитные ситуации являются перерывом в жизни личности, которые дают возможность перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения, системы установок, отношений и выход в иное более совершенное качество саморегуляции. В каждом конкретном случае со стороны невозможно провести грань между обычной и эксвизитной ситуацией. Качество индивидуальной регуляции поведения в ситуации не зависит от самой ситуации, а определяется внутренней картиной ситуации. Внутренняя картина ситуации обусловлена двумя параметрами:
|
|
1. Эвристическая компетентность - неосознаваемая уверенность в своих способностях решить проблему, несмотря на то, что опыта решения этой проблемы раньше не было.
2. Эпистимическая уверенность в разрешении ситуации ранее опробованными способами.
Психологическая характеристика эксвизитной ситуации (в крайнем выражении чрезвычайной ситуации) в зависимости от вида ситуации будет определяться сочетанием нарушенных полей адаптации (идентичности, территориальности, временности, иерархичности). Можно сказать, что отличительным признаком чрезвычайной ситуации является нарушение территориальности, временности, а так же степень нарушения всех четырех полей адаптации в целом. Это может быть в том случае, когда вектор разрушения направлен извне – потеря референтной группы (идентичность), разрушение среды обитания (территориальность), травмы, увечья, гибель (временность), или изнутри, когда вектор направлен вовне, речь идет о степени дезадаптации личности. Таким образом, объективность эксвизитной ситуации состоит в характеристике полей адаптации для данной культуры, к которой принадлежит человек, территории его обитания, нишу в общества, которую занимает человек. Субъективность в степени фрустрации в условиях этих полей соответствующим потребностям денного человека. Степень фрустрированности определяется активностью человека по изменению ситуации. Активность может быть как конструктивной, так деструктивной, что определяется качеством и количеством защитных стратегий, находящихся в арсенале личности или группы, к которой она принадлежит.
В данной работе мы раскроем факторы, влияющие на безопасность личности. Среди которых можно выделить два основных фактора – это человеческий фактор, включающий в себя различные реакции человека на опасность, адекватность которых способствует личной безопасности человека. Второй фактор, это фактор среды, которая, в свою очередь разделяется на среду физическую и социальную. Социальная среда традиционно разделяется на микро- и макросреду. К макросреде относятся демографический, экономический и другие факторы, к микросреде – непосредственное окружение человека, семья, референтная и профессиональная группа (см.рис 1).
Отдельным фактором необходимо выделить и фактор защищенности – средства защиты, которыми пользуются индивиды для защиты от тревожных, опасных ситуаций. Средства защиты могут быть как физические, так и психологические, иначе называемые как «механизмы психологической защиты» (см. рис.1).