Межличностная психологическая защита

Межличностная защита представляет собой деятельность, которая используется личностью, в целях сохранения своей целостности, путем изменения характера внешнего взаимодействия.

Существует несколько видов защит от внешних воздействий:

1. По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту. Преднамеренная защита – осуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намереньями тех, на кого оказывается воздействие. То есть, индивид, на которого воздействуют те или иные внешние стимулы и обстоятельства, сознательно выбирает определенный вид защитного поведения, направленный на разрешение ситуации. Непреднамеренная защита представляет собой поведение, связанное с усвоенным стереотипом.

2. По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту. Индивидуальная защита связана с защитным поведением одного человека, групповая защита подразумевает защитное поведение группы как субъекта взаимодействия. В данном случае целая группа людей действует по единому плану, их поведение строится исходя из общей договоренности.

3. По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию. При общей стратегии реализуются критичность личности по отношению ко всей совокупности внешних воздействий. В случае избирательной защиты личность фиксируется на конкретном объекте воздействия и вырабатывает специфическую реакцию на него.

Формирование поведения в процессе взаимодействия основывается на различных стратегиях, которые формируются у каждой личности в процессе ее социализации. Стратегии поведения могут иметь различную направленность, как конструктивное и неконструктивное выражение, включающие в себя ряд параметров, в совокупности образующие вектор с большей или меньшей степенью конструктивности. Данный вектор можно рассматривать как шкалу, имеющую полюса (см.рис. 9). Конструктивность предполагает активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности, отсутствие иллюзий в восприятии реальности. Пассивность, не конструктивность предполагает бегство, уход от травмирующей ситуации, результатом чего у человека создаются иллюзорные ощущения защищенности, не дающие уверенности в стабильности действительности.


Параметр активности формируется в процессе взаимодействия с окружающими, определяется сформированными стратегиями поведения, личностными и индивидуальными особенностями реагирования на травмирующую ситуацию.

В зависимости от степени участия личности, поведение делится на подавление, вытеснение из сознания негативных стимулов, уход от тревожащей ситуации, например, в мир фантазий и поиск информации, осуществление непосредственных действий для решения возникших трудностей (см.рис. 10).


Поведение может формироваться в ответ на конкретную ситуацию, в данном случае оно не обязательно будет повторяться в дальнейшем, а может быть долговременным, устойчивым, стереотипным, многократно повторяющимся. В зависимости от целей поведения, его можно разделить по направленности на себя или окружающих (см.рис. 11).


По значимости результатов поведения, оно делится на регуляцию собственных эмоциональных состояний или на восстановление межличностных отношений (см.рис. 12).

Формы проявления поведения могут быть пластичными, способными к изменению в зависимости от ситуации, а могут формироваться как стереотипы, быть «закостенелыми», ригидными (см.рис.13).

 
 


Формирование стратегий обеспечивается системным взаимодействием когнитивной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сфер психики человека.

На уровне когнитивной сферы определяется значимость ситуации для человека с помощью поиска ответственного лица за возникновение травмирующей ситуации (см. рис.14). Это могут быть и внешние обстоятельства и тогда ситуация понимается как неизбежная. Это может быть поиск и придание смысла травмирующей ситуации, оценка значимости ситуации для себя, поиск положительных выходов из создавшейся ситуации. Человек может принимать ответственность за создавшуюся ситуацию, обвиняя себя в ее появлении и не рассматривая ее на положительную, не находя конструктивного выхода из ситуации, а может рассматривать ее как ответственность окружающих и тогда разрешение этой ситуации ложится на плечи ответственных за ее возникновение лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: