|
|
Поведение в различных ситуациях жизнедеятельности формирует определенные стратегии поведения – коппинг-поведение.
Впервые теорию коппинг-поведения использовал Мерфи (L. Murpfy 1967) при преодолении детьми возрастных кризисов. В последствии понимание этих механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса при широком круге заболеваний, в том числе при неврозах и психосоматических расстройствах.
R.Lasarus (1966) определял механизмы совладания, как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию.
Психологическое значение коппинга заключается в том, чтобы лучше адаптировать человека к требованию эксвизитной ситуации. Взаимодействие между личностью и средой по Р.Лазарусу регулируют когнитивная оценка и коппинг.
Выделяют два вида когнитивной оценки:
1. первичная оценка – что можно ожидать от стрессора – угрозу или благоденствие;
2. вторичная оценка – оценка собственных ресурсов и возможностей решить задачу.
Степень расхождения оценок влияет на выбор коппинга и на самочувствие. На самочувствие и детерминанты стресса коппинг влияет следующим образом:
× меняет значимые аспекты физического и социального окружения;
× изменяет личностные характеристики;
× изменяет информацию, на которой основаны чувства;
× видоизменяет чувства когнитивной перестройкой действий;
× регулирует желания для понижения расхождений;
× понижает значимость расхождений.