Взаимосвязь дисгармоничного воспитания и защитных установок

Таблица 2

Тип дисгармоничного воспитания Часть позитивного образа "я", требующая подтвержде-ния и признания Блокированная потребность Проблема адаптации Место наименьшего сопротивления внешним воздействиям Наиболее вероятный тип защиты Наиболее типичные эксвизитные ситуации
Доминирующая гиперпро- текция Я – самосто-тельный, независимый Потребность в свободе, автономии Проблема в адаптации по иерархии Ограничение возможности Контактиро-вания с окружаю-щими по собственному выбору. Регламенти-рованный режим Вытеснение, подавление, разрядка в действии Необходи-мость спонтанного анализа, ответствен-ных решений, работа в неспешном ритме. Монотон-ность, вынужденное одиночество, однообразие обстановки
Эмоцио-нальное отверже-ние, жестокое обраще-ние Я – самостоя-тельный, независимый, принимаемыйлюбимый, умный, компетент-ный Потребность в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в призна-нии, само-определении Проблемы в адаптации по идентич-ности, терри-ториально-сти, иерархии Ущемление эгоистичес-ких интере-сов и приви-легий,особен-но материаль-ных. Ограничение возможно-стей проявить власть Замещение, регрессия, проекция Ситуации обвинения, противо-действия, морального и материально-го ущерба
Эмоцио-нальное отверже-ние, потвор-ствующая гиперпро-текция Я - защищенный, в безопасности, благополуч-ный, здоровый Потребность в безопасности Проблема в адаптации по временности Отвержение со стороны значимых лиц, вынужденная разлука с ними, утрата близких, неловкая шутка, грубость в присутствии посторонних, неудача Реактивные образования Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких и руководства, непринятие чувств
Домини-рующая гиперпро-текция, эмоцио-нальное отверже-ние Я – самостоя-тельный, независимый, защищенный, в безопасности, благополуч-ный, здоровый Потребность в свободе, автономии, в безопасности Проблемы в адаптации по временности, по иерархии В период подъема – изоляция, закрытый, монотонный режим, ограничения контактов по самостоя-тельному выбору В период спада - ломка испытанного стереотипа, известного порядка занятий, отношений и обязательств Вытеснение, регрессия, компенсация, сверхкомпен-сация, фантазия Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок. Необходимость в широком общении с людьми по условиям труда
Эмоцио-нальное отверже-ние Я - защищенный, в безопасности, благополуч-ный, здоровый Потребность в безопасности Проблема в адаптации по временности Ломка привычных стереотипов Компенсация, сверхкомпен-сация, идентифика-ция, фантазия Необходи-мость быстро реагировать на изменения в обстановке, менять способы работы, быстро принимать решения, знакомиться с новыми людьми
Домини-рующая гиперпро-текция, Эмоцио-нальное отверже-ние, повышен-ная моральная Ответ-ствен-ность Я - защищенный, в безопасности, благополучии, здоровый Потребность в безопасности Проблема в адаптации по временности Ситуация насмешек, подозрения в неблаговид-ных поступках Реактивные образования, компенсация Новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена места жительства, необходи-мость определиться в отношениях
Домини-рующая гиперпро-текция, повышен-ная моральная Ответ-ствен-ность Я - умный, Компетен-тный, контролиру-ющий ситуацию Потребность в успехе и эффектности Проблема в адаптации по территории-альности Высокие требования к чувству ответствен-ности, необходи-мость принятия быстрых решений Реактивные образования, компенсация, гиперкомпен-сация Требования Самостоя-тельных и нестандарт-ных решений в неопределен-ной обстановке
"Кумир" семьи, потвор-ствующая гиперпро-текция Я - красивый, принимаемый, любимый, неотразимый, самостоятельный, независимый, превосходя-щий всех в чем-либо. Потребность в признании, самоопределении, свободе, автономии Проблема в адаптации идентичности и иерархии Изоляция, невнимание, страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения, несостоятельности претензий и амбиций Отрицание, вытеснение Возможности раскрытия игры и обмана, недооценка "зрителями" ущемления права быть "звездой"
Доминирующая гиперпро-текция, эмоцио-нальное отверже-ние Я - красивый, принимаемый любимый, неотразимый Потребность в признании, самоопределении Проблема в идентичности Непризнание заслуг Проекция Сомнение в его ценности идей и искренности привязаннос-тей, уличение в несправедли-вом отношении

Все защитные механизмы, формирующиеся в результате тех или иных событий жизни можно условно разделить на четыре группы:

Первая группа определяется отсутствием переработки информации. К ней относятся: вытеснение, блокировка, подавление, отрицание.

Для второй группы характерно преобразование (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения.

К ней относятся:

Перенос;

Замещение;

Искажение;

Рационализация;

Интеллектуализация;

Фантазирование;

Изоляция;

Смещение;

Идентификация;

Компенсация;

проекция.

Третья группа отличается разрядкой отрицательного эмоционального напряжения. В нее входят: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.

Четвертая группа определяется наличием манипулятивных действий: регрессия, двигательная активность, уход в болезнь, фантазирование.

Первая группа защитных механизмов – отсутствие переработки информации.

1. Вытеснение представляет собой процесс, итогом которого является отвержение индивидом тех или иных переживаний, эмоций, воспоминаний, мыслей, психосостояний, которые оседают в сфере бессознательного, но продолжают оказывать определенное влияние на поведенческие акты и психику индивида.

Выделяют несколько вариантов вытеснения: вытеснение влечения, вытеснение реальности и вытеснение предписаний «Сверх-Я».

Вытеснение влечения не удаляет само влечение. Его энергия остается и стремится к удовлетворению, подчас роковым образом влияя на поведение человека. «Сверх-Я» постоянно контролирует влечение. Энергия тратится, и отсюда появляются быстрая утомляемость, потеря контроля, раздражительность, слезливость. Вытеснение влечения исключает возможность социокультурного развития человека. Зачастую отреагирование влечения происходит в форме социально опасного аффекта – взрывных реакциях, немотивированных аффектах, истерических припадках.

Вытеснение реальности способствует искажению, вытеснению неприятной информации, что искажает представление о самом себе.

Механизм вытеснения работает при болезни, проявляясь в том, что индивид не замечает все увеличивающегося количества симптомов. Вытесняется информация, которую окружение возвращает в виде, противоречащем моим знаниям о себе. Вытеснение нелицеприятной информации происходит в результате когнитивного диссонанса – несоответствие двух концепций о себе. Например, ученик с заниженной самооценкой не верит в хорошую оценку. Вытеснение реальности может проявляться в забывании имен, ситуаций, событий. Отпор реальности иногда настолько сильный, что может привести к гибели индивида.

Вытеснение предписаний «Сверх-Я» может иметь следующие результаты: удовлетворенность содеянным и как следствие обретение комфорта или получение вторичного неудовольствия, что может привести к астенической симптоматике, бессоннице, экзистенциальному кризису. Например

2. Блокировка – подразумевает временное вытеснение негативных, тревожащих мыслей, эмоций, действий.

3. Отрицание – процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственные желания, мысли, чувства. Отрицание это наиболее ранний онтогенетический и наиболее примитивный тип защиты. Оно развивается с целью сдерживания эмоций окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающих вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя, но для этого он должен привлекать к себе внимание окружающих всеми доступными способами. Особенностью защитного поведения при механизме отрицания являются эгоцентризм, внушаемость, аффективность, легкая переносимость критики.

4. Подавление – защитный механизм, с помощью которого нежелательные мысли, побуждения и эмоции, постигшие сознания, устраняются им. Подавление развивается при сдерживании эмоции страха, проявление которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят прямым попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а так же объектов, связанных с ним. В норме защитное поведение проявляется в виде тщательного избегания ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, неспособности отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность.

Вторая группа защитных механизмов -преобразование (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения.

1. Перенос – защитный механизм, обеспечивающий удовлетворение при сохранении качества энергии на замещающих объектах, это воздействие ранее сформировавшегося навыка, операционального действия на овладение новыми операционально-инструментальными действиями, навыками. Причина переноса – в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений. Например, если были напряженные отношения с отцом, а начальник напоминает его, то отношение воспроизводится.

Одним из простых и часто встречающимся видом переноса является Вымещение, проявление агрессии и обиды, на объекты, не являющиеся непосредственными раздражителями.

Например: Подчиненный получил выговор от начальника и ищет более безропотный объект – другого сотрудника, имеющего тот же или более низкий статус. Одним из видов вымещения является вандализм. Вымещение может быть направлено вовне – тогда объектом агрессии становятся окружающие люди или предметы, а может быть направленно на себя, в данном случае агрессия проявляется в причинении ущерба самому себе, самоистязание.

Для человека, реализующего механизм вымещения характерно ставить себя под удар, или, если это становится возможным, то индивид становится агрессором.

Следующий вид переноса – Замещение. Замещение это симптомы илиобразования (ошибочные действия, черты характера и т.п.), которые замещают бессознательные желания. Замена объектов, желаний обеспечиваются в основном энергией либидо. При замещении сохраняется архаика либидо – нет восхождения к более сложным и социально ценным объектам. Замещение менее проблемно, чем вымещение, но зачастую они сосуществуют.

Например: Замещение может быть направленно на самого себя, в данном случае говорят о нарциссизме. Замещение может возникать для сдерживания эмоции гнева. Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность, нехарактерное чувство вины, деятельность, связанная с риском.

Смещение – ощущение напряженности, важности, значительности какого-либо представления переходит на другие, по началу более слабые представления, связанные с первыми цепью переживаний.

Уход (избегание, бегство). В данном случае восприятие собственной некомпетентности приводит к уходу в ту область, где сохраняется контроль над реальностью.

Например: в научной деятельности – это нетерпимость противоречий, или уход в ту область, где проблему могут решить. Или уход из трудно контролируемой реальности в сферу мыслительных операций. Это может быть и философия, и богословие, и любовные связи Дон Жуана.

Одним из видов ухода является Фантазия – воображаемый сценарий, в котором, хоть и в искаженном виде, исполняется желание человека. Фантазия это воображаемое удовлетворение блокированных желаний. С помощью фантазии человек заново может интерпретировать свое неудовлетворяющее его прошлое. Там не менее, фантазии решают проблему лишь иллюзорно. Причиной фантазирования является блокировка переживаний, влечений.

Рационализация возникает в результате неприемлемого для для личности поведения, в результате чего следует рациональное объяснение этого поведения как обоснованного. Рациональное объяснение, как защитный механизм, направлено не на разрешение ситуации, а на снятие напряжения с помощью квазилогических объяснений. Рационализация может включаться:

× при отсутствии информации, когда человек начинает выстраивать свои гипотезы;

× при проявлении неожиданных и нелепых поступков, как своих собственных, так и действий окружающих;

× при несогласованности взглядов на один и тот же объект;

× при отсутствии смысла деятельности.

Поведение людей с механизмом рационализации жестко регламентировано, рационально, без отклонений. Подобное поведение может привести к навязчивым состояниям. Рационализация в первую очередь направлена на сохранение статуса человека.

Рационализируя ситуацию, человек закрывает путь к рефлексии ситуации, к новому выбору, нарушает отношения с людьми (кто-то виноват).

Рационализация имеет следующие цели:

× дискредитация цели,

× дискредитация жертвы,

× преувеличение роли обстоятельств,

× утверждения вреда во блага,

× переоценивание имеющегося.

Рационализация подразделяется на:

× актуальную, предвосхищающую, для себя и для других,

× постгипнотическую,

× проективную.

Актуальная рационализация возникает в процессе общения, предвосхищая тревожные ожидания, которые возникают по поводу предстоящего события.

Постгипнотическая рационализация (постстрессовая) возникает как реакция на взаимодействие с людьми, от которых индивид находился в зависимости (например, после общения с цыганами).

Проективная рационализация формируется при объяснении поведения и действий другого человека, как рационализацию, хотя сам воспроизводит данный механизм защиты.

Наряду с рационализацией существует такой механизм защиты, как Интеллектуализация. Интеллектуализация развивается в подростковом возрасте и образуется в связи с фрустрациями, которые связанны с неудачами в конкуренции со сверстниками, проблемами коммуникативной сфере. Процесс интеллектуализации предполагает произвольную схематизацию событий с целью развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. Субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. В поведении и общении механизм интеллектуализации проявляется в первую очередь в преобладании абстрактного мышления над переживанием и непризнанием аффектов и фантазий.

Видом рационализации может являться Ирония. Как психический процесс, ирония превращает тревожное и страшное в смешное. Что сделалось смешным, не может быть опасным. Ирония – это социально-приемлемая форма агрессии. Агрессивный импульс в данном случае переносится в сферу интеллекта.

Механизм Проекции развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих, как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция связана с вытеснением своих желаний, и чтобы не астенизироваться, «Я» использует силу подавления на другие объекты. Тогда собственное «Я» остается сохранным. Проекция осуществляется легче на того человека, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании, обидный намек. Даже в благородном поступке увидит злой умысел, интригу. У проецирующего человека фраза «я ненавижу тебя», звучит, как «ты ненавидишь меня».

Различают виды проекции:

1. атрибутивную проекцию - бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим,

2. рационалистическую – осознание у себя качеств и проецирование по типу - «все так делают»,

3. комплиментарную – интерпретация своих недостатков как достоинств,

4. симилятивную – приписывание недостатков по сходству, например, родитель – ребенок.

Проекция используется в случае сдерживания (купирования) чувства неприятия себя, она связана с вытеснением собственных желаний, влечений.

Идентификация – защитный механизм, который связан с отождествлением себя с каким-то образом (IMAGO). В результате взросления у нас возникают те или иные представления, образы о ближайшем окружении. И эти образы являются критерием оценки социального окружения. В результате идентификации создается ситуация, когда человек (субъект) должен отождествлять себя с образом человека, с которым он общается.

В имаго человек приобретает точку отсчета, благодаря которому он оценивает мир. Задача имаго – освоить определенные образы, по возможности все стимулы из окружения. Благодаря имаго происходит работа с бессознательным влечением «оно».

Механизм защиты может предполагать нарушение в построении имаго, которое расструктурировано (одно из нарушений имаго). Это ограничивает радиус его действия, чем жестче имаго, тем больше класс объектов, которые не могут быть пропущены через имаго. Они не замечаются (отвергаются). Жесткие имаго приводят к фиксации, тотальной предопределенности жизненного пути. Например, фиксация девушки на отце может сделать выбор без альтернативы. Жесткая структурированность заключается в принятии взаимодополняющих отношений между сторонами общения в социальной ситуации.

Второе нарушение имаго заключается в его изменчивости. Для людей с подобным имаго характерна хаотичность в поиске привязанностей, они идут на поводу своих импульсов или внешних обстоятельств. Имаго нет. У этих людей в детстве не было значимых лиц, нет образцов для подражания.

Третье нарушение проявляется в оторванности имаго от реальной жизни. В крайней форме ребенок становится аутоэротичен или аутоагрессивен.

В ситуации идентификации есть следующие параметры:

× Это ситуация иерархических отношений. Тот, с кем я идентифицируюсь – наверху, я – внизу.

× Тот, кто идентифицируется, находится в жесткой зависимости от вышестоящего.

× Вышестоящий задает жесткий алгоритм поведения, наказывает за отклонения.

Наличие механизма идентификации формирует такой механизм защиты, как перенос.

Отчуждение (изоляция) – механизм защиты, приводящий к обособлению внутри сознания отдельных зон, связанных с травмирующим фактором. Единое сознание дробится. Возникают обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. Некоторые события воспринимаются по отдельности, эмоциональные связи между ними не актуализируются. При этом происходит отстраненность от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. Механизм изоляции часто проявляется при неврозах навязчивости: изоляция какой-либо мысли, поступка, разрыв их связей с другими мыслями, или другими сторонами жизни субъекта.

Реактивные образования – выражаются в психологической установке или привычке, представляющих собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания. Например, стыд вместо бессознательно вытесненного желания демонстрировать себя.

Развитие данного механизма защиты связывают с окончательным освоением высших социальных ценностей. Реактивные образования развиваются для сдерживания радости обладания определенным объектом (напр., собственным телом), и возможности использовать определенным образом (для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и подержание в поведении прямо противоположной установки.

Проявление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны «Сверх-Я». Конфликт между сильным желанием и репрессивной цензурой «Сверх-Я» пробуждает страх не соответствующим нормам.

Компенсация и сверхкомпенсация – самый поздний защитный механизм, он используется, как правило, сознательно. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой утраты, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Если при возникновении проблем в одной области субъект начинает развиваться в той области, в которой, по его мнению, он достигнет наибольшего успеха, то данный механизм называется компенсацией. Если субъект начинает развиваться в той области, где он чувствует себя неуспешным, то это является проявлением механизма гиперкомпенсации.

Механизм компенсации предназначен для сдерживания чувства тревоги, горя или переживаний по поводу реальной или мнимой утраты или невозможности обладать чем-либо. Предполагает попытку исправить или найти замену неполноценности. На идеальном уровне может находить выражение в виде фантазии.

Третья группа защитных механизмов – разрядка отрицательных эмоций.

Реализация в действии – предполагает аффективную разрядку в виде экспрессивного поведения. Часто проявляется под воздействием психоактивных веществ, формирует склонность к различным видам аддиктивного (зависимого) и агрессивного поведения.

Соматизация тревоги (образование симптомов). Вероятность этой защиты тем выше, чем сильнее и длительнее воздействие внешних и внутренних блоков желания и чем невозможнее убрать эти блоки. Фактором возникновения является невозможность убрать фрустратор и невозможность отреагирования агрессии на виновнике или замещающем предмете. Тогда объектом становится сам субъект. Симптом оттягивает на себя энергию влечения. На соматическом уровне проявляется в появлении сыпи, пятен, слепоты, глухоты, потере чувствительности.

Сублимация – перевод энергии влечения или агрессии в социально приемлемое русло. Чувство тревоги снижается, приходит к социально приемлемому результату.

Четвертая группа защитных механизмов – механизмы манипулятивного действия.

Регрессия – возвращение к индивидуально-детским формам поведения, к переходам-трансформациям на предшествующие уровни-формы психоэволюции. Это переход к менее сложным, менее структурно-упорядоченным и к менее расчлененным способам реагирования, которые были характерны в детстве. Развивается в раннем возрасте (детстве) для сдерживания чувств неуверенности, страха, связанных с проявлением инициативы. В эксквизитных ситуациях предполагает возвращение к менее зрелым формам реагирования. Как правило, регрессивное поведение поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

К регрессии относится двигательная активность – непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Уход в болезнь – отказ от самостоятельного решения проблем путем ухода в болезнь. Наличием настоящего (психосоматического расстройства), а зачастую мнимого заболевания оправдывается собственная несостоятельность. Субъект устремлен на поиски опеки и признания окружающими собственной болезненности, слабости.

Фантазирование в формировании манипуляции – выражается в программировании своей значимости для повышения чувства собственной значимости, ценности. Воображаемый сценарий, в котором исполняется - хотя и в искаженном защитой виде – то или иное желание субъекта (в конечном счете бессознательное). Субъект стремится увеличить значимость себя с собственной жизни, стремится к повышению собственной ценности и контролю над окружающими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: