Карточка 35

____________

Инструкция: «Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией – стрелку, направленную вправо. Начали!» (на работу отводится 2 с).

Методика «Код». Методика представляет модификацию теста, опубликованного в книге Л. Терстоуна. В этом тесте от испытуемого требуется заменить условные обозначения цифрами, т.е. диагностируется умение точно и быстро выполнять операции декодирования.

В разработанном варианте методика состоит в следующем: испытуемый получает бланк, на котором написаны последовательно цифры от 0 до 9; под каждой цифрой стоит ее условное обозначение (в виде точек и тире). Затем испытуемому предъявляются карточки, на которых размещены только условные изображения, и предлагается как можно быстрее написать рядом соответствующие цифры, бланк с цифрами и условными обозначениями лежит перед испытуемым.

Ему дается следующая инструкция: «Перед вами ряд цифр, каждой цифре соответствует свое условное обозначение. Этот бланк будет лежать перед вами в течение всего опыта. Заучивать обозначения вам не надо. Вы получите карточки, на каждой из которых написаны по четыре ряда условных обозначений. Вы должны будете эти условные обозначения как можно быстрее расшифровать, написав рядом соответствующие цифры. Как только вам скажут: «Начали», вы приступаете к работе. Как только вам скажут: «Стоп», вы прекращаете работу, откладываете данную карточку и берете следующую. На выполнение задания отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, считается, что задание не сделали. Работайте как можно быстрее и безошибочнее».

После проведения пробных упражнений начинается основной опыт. Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по четыре ряда условных обозначений (каждый ряд состоит из трех условных обозначений), таким образом, в течение эксперимента испытуемый должен расшифровать 40 рядов условных обозначений. Время выполнения одинаково для всех карточек и равняется 11 с. Испытуемому это время не известно. Весь эксперимент длится 2 мин. Показателем служит количество ошибок: неправильно расшифрованные и пропущенные обозначения.

Методики диагностики проявлений силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности. Одной из основных характеристик силы нервной системы является способность нервных клеток больших полушарий выдерживать более или менее длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в тормозное состояние. Эта способность и была использована в качестве индикатора силы в мыслительно-речевой деятельности. Были использованы известные тесты «Исключение», «Образование аналогий», вариант ассоциативного эксперимента, модифицированные в соответствии с задачей исследования.

Исследователя, изучавшего с помощью тестов проявление силы нервной системы, интересовал не сам по себе уровень сформированности у испытуемых умения совершать подобные мыслительные операции, а динамика их работоспособности во время решения этих заданий Мыслительные операции выполняли роль интеллектуальной нагрузки и активизировали второсигнальную деятельность. Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет.

Методика «Исключение». Вариант разработанной методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из пять слов. Испытуемому дается следующая инструкция: «Четыре из пяти слов в каждом задании являются однородными понятиями и могут быть объединены по одному общему признаку, а одно слово «лишнее», т. в. выпадает из этой классификации. Вы должны назвать его. После этого дам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого задания ограничено, и если вы не успеваете отыскать «лишнее» слово, вы по команде экспериментатора: «Дальше» – должны туг же приступить к решению следующего задания, не задерживаясь на нерешенном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только «лишнее» слово».

Прежде чем приступить к выполнению заданий, испытуемый решал по 10 заданий совместно с экспериментатором, который давал при необходимости дополнительные объяснения. Затем испытуемому предлагалось эти тренировочные серий выполнить в темпе, соответствующем основному эксперименту.

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 с. Все задания напечатаны на пяти последовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждой. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:

Лошадь, петух, баран, корова, коза.

Слива, яблоня, клен, крыжовник, смородина.

Методика «Образование аналогий». Вариант методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов-образцов, а справа дается одно слово, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару. Ему дается следующая инструкция: «Вам предлагается три слова. Между словами, стоящими в левой половине бланка, существует определенная связь. Вы должны к слову, стоящему в правой части бланка, подобрать такое, где существовала бы аналогичная, та же самая связь. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого заданий ограничено, и если вы не успеваете подобрать нужное слово, вы по команде экспериментатора: «Дальше» – тут же должны приступить к решению следующего задания, не задерживаясь на нерешенном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только искомое слово».

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5с. Все задания напечатаны на пять последовательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом.

И в этом случае, прежде чем приступить к выполнению заданий, испытуемый решал по 10 заданий совместно с экспериментатором, получая при необходимости дополнительные объяснения. Затем испытуемый эти задания выполнял в темпе, соответствующем основному эксперименту.

Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:

Птица – летать Змея –

Платье – портной Туфли –

Методика «Ассоциативный эксперимент». В этой методике был использован прием многократного повторения через 5–7 «фоновых» слов одного и того же условного раздражителя – «тестового» слова. Эксперимент был построен на том, что слово при его многократном повторении будет постепенно затормаживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на ослаблении связей данного слова с другими словами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциаций. Однако такое ослабление связей не у всех людей происходит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нервных процессов. Увеличение времени ассоциаций с числом предъявлений тест-слова и должно характеризовать силу нервных процессов.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесенное экспериментатором, вы должны как можно быстрее отвечать одним словом, первым, которое приходит голову. Нельзя произносить слова, уже использованные вами при ответе на одно из предыдущих слов экспериментатора. Использовать можно только нарицательные существительные (глаголы, прилагательные, имена собственные и т.д. использовать нельзя). Итак, не повторяться, говорить только существительные, работать как можно быстрее».

Затем испытуемому зачитывается ряд из 30 слов, не используемых в основном опыте, чтобы проверить, насколько им усвоена инструкция: При необходимости даются дополнительные разъяснения.

Предварительно глаза испытуемого закрываются легкой повязкой: тем самым исключается возможность использовать предметы окружающей среды в качестве опоры при поиске слов-ответов. Слова экспериментатора и ответы испытуемых записываются на магнитофонную пленку. Очередное слово экспериментатор произносит сразу же после ответа испытуемого на предыдущее слово. Фиксируются латентные периоды ответов на первые восемь и последние восемь предъявлений тест-слов.

Показателем динамики работоспособности в течение эксперимента служило отношение усредненной суммы восьми латентных периодов ответов на «тестовое» слово в конце и начале опыта.

Способы проверки методик. Была проведена тщательная проверка разработанных методик на надежность и валидность.

Надежность устанавливалась двумя способами.

1. Вычислялся коэффициент надежности, отражающий однородность методик. Для этого был применен способ «расщепления» на четные и нечетные задания. Полученные коэффициенты надежности имеют следующие величины.

· «Исполнение инструкций» – 0,86 р< 0,01

· «Код» – 0,89 р< 0,01

· «Исключение» – 0,88 р< 0,01

· «Образование аналогий» – 0,87 р< 0,01

· «Ассоциативный эксперимент» – 0,61 р< 0,01

2. Вычислялся коэффициент стабильности исследуемых психофизиологических свойств. Результаты представлены ниже.

· «Исполнение инструкций» – 0,92 р< 0,01

· «Код» – 0,70 р < 0,01

· «Исключение» – 0,61 р< 0,05

· «Образование аналогий» – 0,60 р < 0,05

· «Ассоциативный эксперимент» – 0,61 р <0,05

Приведенные показатели говорят о том, что надежность разработанных методик является удовлетворительной. Валидизация методик проводилась также по двум направлениям.

1. Выявлялась теоретическая валидность методик путем сопоставления новых показателей с результатами референтных индикаторов, имеющих тот же типологический смысл. При использовании техники корреляций и факторного анализа было установлено, что новые показатели образуют одну группу (один фактор) с референтными методиками определения этих свойств, т.е. в рамках каждого свойства составляют единый конструктивный комплекс (конвергентная валидность). Кроме того, была доказана дискриминантная валидность новых методик, т.е. отсутствие значимых связей с методиками, имеющими другое теоретическое обоснование. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о теоретической валидности новых методик.

2. Определялась прагматическая валидность путем сопоставления результатов методик c внешними критериями. Использовался прием, который ближе всего к валидности «по одновременности». В одном случае в качестве внешнего критерия был взят субъективный критерий – оценка испытуемым самого себя по специально разработанной анкете. В другом случае внешним критерием являлись некоторые индивидуальные способы и приемы игры в шахматы, предположительно зависящие от лабильности и силы нервной системы. Способ анализа результатов носил качественный, а не количественный характер. Были выявлены определенные связи между отдельными особенностями поведения испытуемых, а также между своеобразием игровой манеры шахматистов (характеризующими в большей степени процессуальную сторону деятельности) и индивидуальной выраженностью лабильности и силы нервной системы, обнаруживаемой с помощью разработанных методик. Эти данные позволили сделать вывод о прагматической валидности новых методик.

§4. Метод наблюдения

Помимо высокоформализованных методик диагностики проявлений свойств нервной системы, о которых шла речь выше, не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод – наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. В этом параграфе приведены в качестве примера разработанные М.К. Акимовой и В.Т. Козловой схемы наблюдений за поведением индивида в ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются такие свойства нервной системы, как сила, лабильность и подвижность. В эти схемы включены в основном ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности. Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, так как для этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т.п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов (а также у дошкольников) имеет определенные сложности, поскольку их aнатомo-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или могут не соответствовать их природным предпосылкам.

До определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы:

· они эмоционально неустойчивы;

· быстро утомляются;

· внешние раздражители часто являются сильным отвлекающим фактором;

· им свойственна определенная медлительность, нерасторопность.

Поэтому, наблюдая за ними, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные и неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут являться индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других – не индивидуальными, а только возрастными.

Как уже подчеркивалось в гл. 3, метод наблюдений не может быть отнесен к числу легких и простых. Он требует долгого и кропотливого собирания материала и умения правильно осмыслить этот материал. Особенно это касается такого момента, когда с помощью метода наблюдения хотят составить представление о природных особенностях человека. Здесь наблюдение всегда должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Необходимо проводить его в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в поведении того, за кем ведется наблюдение. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности – свойства нервйой системы.

Критериальные учебные ситуации. Остановимся на рассмотрении критериальных учебных ситуаций, т.е. таких, которые являются наиболее информативными с точки зрения проявления в них перечисленных выше свойств нервной системы.

Сначала рассмотрим схему наблюдений в ситуациях, которые позволяют получить информацию о степени выраженности у учащегося работоспособности, выносливости, помехоустойчивости, чувствительности.

Как уже подчеркивалось, люди отличаются друг от друга тем, как долго они могут выполнять какую-то работу не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают испытывать его через 8–10 ч работы, а другие не выдерживают более 4–5 ч. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости, и в чувствительности к разнообразным раздражителям:

· одни работают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продуктивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий;

· другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствительность к внешним воздействиям, особенно к резким замечаниям, отрицательным оценкам.

Многочисленные исследования показали, что у людей примерно одного возраста, нормального здоровья и одинакового уровня подготовленности эти индивидуальные различия обусловлены таким природным свойством, как сила нервной системы.

    1. Высокий предел работоспособности, выносливости, устойчивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям в основном характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой,
    2. У тех, кто имеет слабую нервную систему, чаще всего отмечается невысокая работоспособность, неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям, высокая чувствительность.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наблюдать за учащимися следует постоянно в течение длительного времени, а нгот случая к случаю. Например, исследователь заметил, что ученик на последнем уроке невнимателен, плохо слушает объяснения учителя, неудачно огвчает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как слабого по своим психофизиологическим особенностям? Пока нет, поскольку единичного наблюдения недостаточно. Возможно, снижение работоспособности объяснимо плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связана с усталостью и возникла из-за каких-то посторбнних забот, из-за того, что его мысли далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащегося, он может предположить, что причиной его утомления является слабая нервная система. Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмотреть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить между собой его особенности, обнаруженные в разнообразных условиях. Для этого можно использовать различные схемы наблюдений.

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся с сильной и слабой нервной системой.

Протокол «СС»

Цель наблюдения: оценка проявлений силы-слабости нервной системы в критериальных учебных ситуациях.

Шкала оценок:

+2 балла – проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл – проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (слабой нервной системы) проявляется очень редко;

0 баллов – проявлений сильней и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер.

–1 балл – проявления слабой нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;

–2 балла – проявление слабой нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем.

Ситуации. Уровни проявлений силы-слабости н. с. +2 +1 0 –1 –2.

Ситуация, требующая длительного умственного напряжения (например трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т.п.).

Проявления сильной н. с. – характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва (+2 +10),

Проявления слабой н. с. – быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха (0 –1 –2).

Продолжительный школьный день (67 уроков).

Проявления сильной н. с. – усталость не наблюдается к концу школьного дня (+2 +1 0).

Проявления слабой н. с. – продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление (0 –1 –2).

Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (например лимит времени, контрольная работа, экзамен и т.п.).

Проявления сильной н. с. – умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях (+2 +1 0).

Проявления слабой н. с. – возникают очень большие затруднения, дискомфорт, снижается качество работы (появляются ошибки, которые в обычной ситуации не возникают) (0 –1 –2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: