double arrow

Тема 4. Диагностика интеллектуального развития


Интеллект и умственное развитие: основные понятия подходы к изучению. История вопроса и современное состояние проблемы интеллекта. Тестовый, социальный, практический и биологический интеллект. Из истории возникновения тестов интеллекта Шкалы Бине-Симона, их модификации. Шкалы Стэнфорд-Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ). Цели использования тестов интеллекта. Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Тесты действия: тест восприятия прежнего порядка на доске Э. Сегена, лабиринтные тесты. Прогрессивные матрицы Равена. Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, Р. Кеттелла. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Характеристика тестов Д. Векслера, Р. Амтхауера, группового интеллектуального теста для младших подростков (ГИТ) Дж. Ваны. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития. Принцип построения и особенности отечественных методик диагностики умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР; Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР; Тест умственного развития младших школьников – ТУРМШ; Тест умственного развития младших подростков – ТУРП). Интеллект и когнитивные стили. Диагностика когнитивных стилей.

Контрольные вопросы

1. Дайте наиболее употребимые определения интеллекта, раскройте их ограниченность.

2. Как соотносятся между робой интеллект и интеллектуальная одаренность в разных теоретических концепциях?

3. Что диагностируют с помощью интеллектуальных тестов?

4. Каковы прогностические возможности тестового интеллекта?

5. Что такое умственное развитие? Какова связь интеллекта и умственного развития?

6. Перечислите основные показатели уровня умственного развития, предлагаемые отечественными психологами.

7. Как влияют межкультурные различия на результаты интеллектуальных тестов?

8. В чем отличие ШТУРа от традиционных интеллектуальных тестов?

Литература

Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков (ГИТ). – Обнинск, 1993.

Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Руководство к применению Теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. – Обнинск, 1993.

Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников (АСТУР): Руководство по работе с тестом. – М., 1995.

Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Школьный тест умственного развития (методические рекомендации по работе с тестом). – М., 1996.

Акимова М.К., Козлова В.Г. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.

Анастази А. Психологическое тестирование. – М„ 1982. Кн. 1. – С. 205–316.

Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 224–377.

Лейтес Я.С. Об умственной одаренности. – М., 1960.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-н/Д, 1996. – С. 281–308.

Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М., 1973.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997. – С. 65–92.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1995. – С. 79–112.

Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. – С. 49–79.

Чуприкова Я.Я. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.


Сейчас читают про: