Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика. Характеристика основных методов малоформализованной диагностики: наблюдения, беседы, контент-анализа. Основные правила поведения наблюдения; оценочные шкалы; карта Д. Стотта. Основные виды и правила составления диагностического интервью. Особенности беседы в работе с детьми. Тесты, их характеристика, критерии их классификации. Опросники и анкеты, их особенности, виды; трудности их разработки и интерпретации. Дублирующие вопросы и контрольные шкалы как способы оценки достоверности результатов опросников. Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности. Психофизиологические методы, их общая характеристика. Возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов.
Контрольные вопросы
1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?
2. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
|
|
3. Что такое оценочные шкалы?
4. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?
5. Перечислите правила проведения диагностического интервью.
6. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные черты каждого из этих методов.
7. Назовите возможные ошибки при применении проективных методик. Как их избежать?
Литература
Анавтази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. – М., 1982.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 106–108, 139–140.
Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
Основы психодиагностики / Под ред. А.Т. Шмелева. Ростов-н/Д, 1996. – С. 171–179.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 27–44.
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1995. С. 33–54.
Психологическая хрестоматия / Под ред. К.Н. Корнилова. М.; Л., 1927. С. 132–153.