Тема 2. Классификация и характеристика основных психодиагностических методов

Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика. Характеристика основных методов малоформализованной диагностики: наблюдения, беседы, контент-анализа. Основные правила поведения наблюдения; оценочные шкалы; карта Д. Стотта. Основные виды и правила составления диагностического интервью. Особенности беседы в работе с детьми. Тесты, их характеристика, критерии их классификации. Опросники и анкеты, их особенности, виды; трудности их разработки и интерпретации. Дублирующие вопросы и контрольные шкалы как способы оценки достоверности результатов опросников. Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности. Психофизиологические методы, их общая характеристика. Возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов.

Контрольные вопросы

1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?

2. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?

3. Что такое оценочные шкалы?

4. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?

5. Перечислите правила проведения диагностического интервью.

6. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные черты каждого из этих методов.

7. Назовите возможные ошибки при применении проективных методик. Как их избежать?

Литература

Анавтази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. – М., 1982.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 106–108, 139–140.

Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Т. Шмелева. Ростов-н/Д, 1996. – С. 171–179.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 27–44.

Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1995. С. 33–54.

Психологическая хрестоматия / Под ред. К.Н. Корнилова. М.; Л., 1927. С. 132–153.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: