Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятия общих и специальных способностей. Факторные теории способностей (Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, Дж. Гилфорда). Классификация специальных способностей в зарубежной психологии. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тест технического мышления Сишора–Беннетта, Шкала моторного развития Линкольн–Озерецкого. Батарея общих способностей – ГАТБ. Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Тесты естественно- научного мышления для VII и VIII классов. Области применения тестов специальных способностей. Возможности психодиагностики в измерении способностей.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные положения отечественной теории способностей.
2. Дайте определение специальных способностей.
3.Назовите наиболее известные типы тестов специальных способностей, применяемых за рубежом, дайте их краткую характеристику.
|
|
4. Каковы области применения тестов специальных способностей
5. Что диагностируют тесты специальных способностей? Почем применение понятия «способность» по отношению к психодиагностическим методикам является условным?
Литература
Акимова М.К. Возможности психологической диагностики в измерении способностей // Психолог в школе, 1999. № 2. – С. 3–9.
Анастази А. Психологическое тестирование. – М, 1982. Кн. 2. – С.5–28.
Берулава Г.А. Тест естественно-научного мышления (для учащихся 7 и 8 кл.). – Бийск, 1993.
Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии. – М., 1971,
Методы исследования невербального мышления (Сборник тестовых методик). – М., 1993.
Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. – М., 2000. – С. 475–496.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – С. 219–234.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология музыкальных способностей Избранные труды. – М., 1985. Т. 1. – С. 15–4:
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1984.
Тема 8. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
Определение понятий. Из истории возникновения тестов достижений. Области применения тестов достижений: образование, профессиональная сфера. Виды тестов достижений (устные, письменные, тесты исполнения). Основы конструирования текстов достижений. Специфика критериально-ориентированного тестирования. Проблема выбора критерия. Основы конструирования КОРТов. Психологические КОРТы. Исследования по критериально-ориентированному тестированию в отечественной психодиагностике.
|
|
Контрольные вопросы
1. В чем отличие тестов достижений от тестов способностей?
2. Каковы основные привила конструирования тестов достижений?
3. В каких целях можно использовать тесты достижений? Каковы их преимущества перед учительской оценкой?
4. Что такое критериально-ориентированный тест? В чем его отличие от традиционного психологического теста?
5. Каковы принципы конструирования КОРТов?
6. В чемотличие психологического КОРТа от КОРТа достижений?
7. Назовите области применения критериально-ориентированных тестов.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 2. – С. 36–59.
Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 1970.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 142–143, 145–146.
Горбачева Е.И. Опыт конструирования критериально-ориентированного теста. // Вопросы психологии, 1985. – № 5. – С. 133–139.
Гуревич С. М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 272–328, 367–376.
Гуревич К.М., Горбачева Е.Я. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М., 1992.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 116–124,196–212.
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.