Тема 7. Диагностика специальных способностей

Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятия общих и специальных способностей. Факторные теории способностей (Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, Дж. Гилфорда). Классификация специальных способностей в зарубежной психологии. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тест технического мышления Сишора–Беннетта, Шкала моторного развития Линкольн–Озерецкого. Батарея общих способностей – ГАТБ. Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Тесты естественно- научного мышления для VII и VIII классов. Области применения тестов специальных способностей. Возможности психодиагностики в измерении способностей.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные положения отечественной теории способностей.

2. Дайте определение специальных способностей.

3.Назовите наиболее известные типы тестов специальных способностей, применяемых за рубежом, дайте их краткую характеристику.

4. Каковы области применения тестов специальных способностей

5. Что диагностируют тесты специальных способностей? Почем применение понятия «способность» по отношению к психодиагностическим методикам является условным?

Литература

Акимова М.К. Возможности психологической диагностики в измерении способностей // Психолог в школе, 1999. № 2. – С. 3–9.

Анастази А. Психологическое тестирование. – М, 1982. Кн. 2. – С.5–28.

Берулава Г.А. Тест естественно-научного мышления (для учащихся 7 и 8 кл.). Бийск, 1993.

Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии. – М., 1971,

Методы исследования невербального мышления (Сборник тестовых методик). – М., 1993.

Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. – М., 2000. – С. 475–496.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – С. 219–234.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология музыкальных способностей Избранные труды. – М., 1985. Т. 1. – С. 15–4:

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1984.

Тема 8. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты

Определение понятий. Из истории возникновения тестов достижений. Области применения тестов достижений: образование, профессиональная сфера. Виды тестов достижений (устные, письменные, тесты исполнения). Основы конструирования текстов достижений. Специфика критериально-ориентированного тестирования. Проблема выбора критерия. Основы конструирования КОРТов. Психологические КОРТы. Исследования по критериально-ориентированному тестированию в отечественной психодиагностике.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие тестов достижений от тестов способностей?

2. Каковы основные привила конструирования тестов достижений?

3. В каких целях можно использовать тесты достижений? Каковы их преимущества перед учительской оценкой?

4. Что такое критериально-ориентированный тест? В чем его отличие от традиционного психологического теста?

5. Каковы принципы конструирования КОРТов?

6. В чемотличие психологического КОРТа от КОРТа достижений?

7. Назовите области применения критериально-ориентированных тестов.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 2. – С. 36–59.

Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 1970.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 142–143, 145–146.

Горбачева Е.И. Опыт конструирования критериально-ориентированного теста. // Вопросы психологии, 1985. – № 5. – С. 133–139.

Гуревич С. М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 272–328, 367–376.

Гуревич К.М., Горбачева Е.Я. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М., 1992.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 116–124,196–212.

Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: