Понятие креативности, основные теории направления исследований в зарубежной психологии. Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность и интеллект. Креативность и личность. Южно-калифорнийские тесты креативности Дж. Гилфорда, их теоретическое обоснование, показатели и психометрические характеристики. Тест креативности П. Торранса: вербальный, изобразительный, поведенческий. Возможности тестов креативности в измерении творческих способностей и предсказании творческих достижений. Изучение творческих способностей в отечественной психологии. Проблемы отечественной диагностики творческих способностей. Интеллектуальная инициатива и метод «креативного поля» Д.Б. Богоявленской.
Контрольные вопросы
1. Как возникла проблема изучения креативности?
2. Назовите основные направления исследований креативности в рубежной психологии.
3. Чем характеризуются подходы к изучению креативности в отечественной психологии?
4. Как соотносятся показатели тестов интеллекта и креативности?
5. Дайте характеристику креативных тестов Дж. Гилфорда и П. Торранса. Отметьте их достоинства и недостатки.
6. Чем отличается трактовка феномена креативности и его диагностика Д.Б. Богоявленской от подходов Дж. Гилфорда и П. Торранса?
7. Насколько точным и практически оправданным является прогноз творческих достижений по результатам тестов креативности?
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. Кн. 2. – С. 28–36.
Богоявленская Д.Б., Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-н/Д, 1983.
Лейтес Я.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. – №6. – С. 29–33,
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. – Бийск, 1993. – С. 105–117.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 65–92.
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995. – С. 97–112.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1990.
Шумакова Н. Б., Щебланова Е.Я., Щербо Я.Я. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торранса (Руководство по применению). М., 1995.