Тема 6. Диагностика творческих способностей

Понятие креативности, основные теории направления исследований в зарубежной психологии. Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность и интеллект. Креативность и личность. Южно-калифорнийские тесты креативности Дж. Гилфорда, их теоретическое обоснование, показатели и психометрические характеристики. Тест креативности П. Торранса: вербальный, изобразительный, поведенческий. Возможности тестов креативности в измерении творческих способностей и предсказании творческих достижений. Изучение творческих способностей в отечественной психологии. Проблемы отечественной диагностики творческих способностей. Интеллектуальная инициатива и метод «креативного поля» Д.Б. Богоявленской.

Контрольные вопросы

1. Как возникла проблема изучения креативности?

2. Назовите основные направления исследований креативности в рубежной психологии.

3. Чем характеризуются подходы к изучению креативности в отечественной психологии?

4. Как соотносятся показатели тестов интеллекта и креативности?

5. Дайте характеристику креативных тестов Дж. Гилфорда и П. Торранса. Отметьте их достоинства и недостатки.

6. Чем отличается трактовка феномена креативности и его диагностика Д.Б. Богоявленской от подходов Дж. Гилфорда и П. Торранса?

7. Насколько точным и практически оправданным является прогноз творческих достижений по результатам тестов креативности?

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. Кн. 2. – С. 28–36.

Богоявленская Д.Б., Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-н/Д, 1983.

Лейтес Я.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. – №6. – С. 29–33,

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. – Бийск, 1993. – С. 105–117.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 65–92.

Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995. – С. 97–112.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996.

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1990.

Шумакова Н. Б., Щебланова Е.Я., Щербо Я.Я. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торранса (Руководство по применению). М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: