Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Коррекция ходьбы.
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения ходьбы индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища. Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движение рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
|
|
Физические упражнения для коррекции ходьбы.
«рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга. | Дифференцировка расстояния, глазомер. |
«не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку. | Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния. |
Коррекция бега.
У умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движения рук и ног, мелкие не ритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Физические упражнения для коррекции бега.
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу. | Усвоение темпа и ритма движения, развитие выносливости. |
Бег на месте с высоким поднимание бедра со сменой темпа(от минимального до максимального). | Стимуляция дыхательной и сердечно – сосудистой систем, усвоение темпа движения, дифференцирование усилий, координация движения рук и ног. |
Бег «змейкой» не задевая предметов, то же – вдвоем, держась за руки. | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений. |
Коррекция прыжков.
|
|
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движения рук и ног при отталкивание и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземлятся, низкий присест, отталкивание прямой ногой.
Ошибками прыжков в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибание рук, скоростно – силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Коррекция лазания и перелезания.
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движения, укреплению стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности – страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте должны быть объяснены, показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая скамейка, лестница, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестница.
Коррекция и развитие мелкой моторики рук.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь – мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары – надувные, пластмассовые, деревянные,; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. основой метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.
3. Особенности врачебного контроля за лицами, имеющими поражения опорно – двигательного аппарата.
Программа лечения заболеваний опорно – двигательного аппарата.
(Ревматического артрит, полиартрит, артроз, остеохондроз позвоночника, м/п грызи дисков).
Консультация (первичная) врача – ортопеда, курортолога. Определение лечебно – курортологической индивидуальной программы в соответствие с особенностями состояния пациента на момент приезда. Лабораторные исследования при необходимости, рентген позвоночник, комплексные обследования – объем движения в сустава, абсолютных противопоказаний нет.
Врачебный контроль за ходом лечения на протяжении всего периода пребывания пациента в клинике и его корректировка лечащим врачом при необходимости.
Бальнеотерапия (море, бассейн,) в соответствии с рекомендациями врача.
- грязевые аппликации/ обертывание (3/5/8 процедур)
- физиотерапия (вид процедур определяется врачом). (5/8/10 процедур)
- лечебные массажи с элементами рефлексотерапии (5/8/10 процедур)
- 4 – х камерные ванны по конечностям (3/5/8 процедур)
Заключительная консультация лечащего врача с дачей рекомендаций.
Билет № 4
|
|
1. История развития ФК и спорта инвалидов.
2. Методические особенности применения основных видов ФУ (гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры) для учащихся с поражением ОДА.
3. Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушением ССС.
1. История развития ФК и спорта инвалидов.
С 1924 г. начинается первый этап ФК и спорта инвалидов. В 1924 г. организована Международная спортивная организация глухих.
С 1925 – 1931 начал активно развиваться спорт колясочников. В 1931 создана Международная ассоциация слепых. В 1948 г. в Сток – Мэндвиле по инициативе Людвига Гутмана организованы соревнования для 16 парализованных людей по настольному теннису, баскетболу на колясках, кегли, стрельбе из лука.
В 1948 г. в день открытия 14 Олимпийских игр в Лондоне были утверждены Сток – Мэндвельские игры для инвалидов и эту дату считают началом развития спорта для инвалидов. С 1945 – 1950 г. систематически проводятся соревнования среди инвалидов колясочников по баскетболу, в США, ФРГ, Нидерландах, Швеции, Норвегии. В СССР в период с 1930 – 1940 г. были открыты клубы ФК инвалидов для глухих в Петербурге и странах Прибалтики, созданы ВОИ, ВОС, ВОГ, их цель организация и проведение соревнований среди различных категорий инвалидов. В 1960 г. создана федерация Сток – Мэндвельских игр. Цель установить связь с МОК.
С 1960 г. принято решение организовать и проводить международные соревнования. И в этом году состоялись 1 Международные игры среди инвалидов в Риме (23 страны, 400 участников, 7 видов спорта).
2 этап развития 1964 – 1988 г.
1964 г. 2 Олимпийские игры в Токио (400 спортсменов из 23 стран) Сток – Мэндвильсоном комитетом было предложено новое название игр «Параолимпийские игры». В 1968 создана недоходная благотворительная организация Спешиал Олимпик цель обеспечение спортивной подготовки и организации соревнований для людей с умственной отсталостью. 1972 г. 4 ПОИ в Германии впервые участие приняли женщины (273 чел.). 1976 г. 5 ПОИ Торонто кроме инвалидов с травмами 1 заболеваниями спинного мозга приняли участие и инвалиды с ампутациями и слепые. 1976 г. характерен еще и тем Что создается Международная спортивная ассоциация людей с последствиями ДТП. 1980 г. уход из жизни Людвика Гутмана повлек за собой раскол спортивного движения инвалидов. Появились две концепции подхода к спорту инвалидов европейская и американская, разногласия в вопросах определения победителей, оценке функционального состояния, врачебно – медицинских вопросах, классификации.
|
|
В 1984 г. президент МОК Хуан Антонио Самаранч поддержал идею ПОИ, и дал положительный ответ на проведение ПОК в тех городах и спортплощадках что и Олимпийские игры, 1988 г. Сеул инвалиды спортсмены соревновались на тех же спортивных сооружениях, что и здоровые спортсмены. Впервые приняли участие инвалиды из Советского Союза, но не по всей программе и только одной категории – слепые.
3 этап – с 1988 – настоящий период.
2. Особенности методики проведения подвижных игр с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
При проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата следует помнить, что они имеют особое значение для занятий, проводимых в гетерогенных группах. Т. К. они позволяют сильным и слабым детям соперничать на равных условиях.
При организации подвижных игр с детьми, у которых наблюдается нарушение ОДА М.Шоо предлагает:
1. вводить специальные правила, которые облегчают задание для учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии или усложняют их для более подвижных детей.
2. вводить специальные функции дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющих высокие требования к моторике, но имеющие для детей особое значение.
3. ставить альтернативные задачи – для детей с тяжелыми нарушениями дают специальные задания.
4. учитывать конфронтацию – совместная игра бегающих игроков и игроков на колясках, они получают различные задания, но в игре становятся равноправными соперниками.
В игровой деятельности детей сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, с другой – получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовольствие от этой деятельности.