double arrow

СПК «Неустойчивый, но достаточно благоприятный»


(4,6 < К < 5,4 баллов)

Справка

Общий психологический климат в коллективе в целом благоприятен, но неустойчив. Это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальней­шего развития.

Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренним противоречием между сложившимися положительными деловыми и эмо­циональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и с другой - остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.

СПК «Среднеблагоприятный»(3,8 < К< 4,6 баллов)

Справка

В коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руково­дством. Это может отражаться на надежности и эффективности ра­боты коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления:

не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива;

отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодей­ствия;


вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тен­денция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;

стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным образом только объективные требования дела;

руководителем нередко упускаются из внимания особенности меж­личностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчи­ненных.

СПК «Неблагоприятный»(1,0 < К< 3,8 баллов)

Справка

В коллективе наблюдается крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руко­водством. Это отражается на надежности и эффективности опера­тивно-служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой их текучести, заболеваемости и трав­матизму. Такая картина обусловливается следующими причинами:

нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распре­деления ролей, в том числе между официальными и неофициальными лиде­рами;

отсутствует баланс межличностного восприятия и взаимодейст­вия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально;

имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настро­енные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

очень часты и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники спло­чены и редко дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;

стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соот­ветствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает пре­имущественно только формальные стороны дела вопреки требованиям конкретной социально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в кол­лективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников;

большинство сотрудников не удовлетворены своей профессией, усло­виями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями меж­ду коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руко­водства и перспективами дальнейшего роста.


Метод анализа ценностно-ориентационного единства в коллективе

Методика позволяет оценить уровень развития коллектива путем оп­ределения степени совпадения мнений личного состава по вопросу о том, каким должен быть идеальный член коллектива. Методика применяется также для определения степени единства группы; контроля действенности проводимой воспитательной работы; определения возможных трудностей вхождения в коллектив нового пополнения.

Предъявляется список с 15 случайно пронумерованными психологи­ческими качествами, отличающимися друг от друга по таким основаниям, как «деловитость и энергичность», «этичность», «пассивность-уравнове­шенность».

Соответствием индивидуального мнения коллективному считается совпадение оцениваемых качеств из предъявленного индивидуального списка с тремя первыми и тремя последними качествами из коллективного. В результате первичной обработки подсчитывается коэффициент совпаде­ния мнений для определения уровня развития обследованного коллектива по таблице.

Коэффициент совпадения мнений, % Уровень развития коллектива
Менее 49 1-й уровень (начальный)
От 50 до 60 2-й уровень (промежуточный)
Более 60 3-й уровень (высший)

Методика позволяет также получить дополнительную информацию в случае, если опрос был не анонимным. Можно сравнить особенности кол­лективного мнения об «идеальном сотруднике» с тем, каким он представ­ляется руководителю; сопоставить мнение руководителя с мнением любо­го его сотрудника; выделить подчиненных, мнение которых сильно, отли­чается от мнения всего коллектива; сравнить представления об «идеальном члене коллектива» у разных групп (по возрасту, стажу службы, полу и т. п.) и сопоставить эти результаты с особенностями их поведения в различ­ных ситуациях.

Инструкция. Перед Вами список различных качеств человека, кото­рые расположены в случайном порядке. Вам необходимо указать, какое из этих качеств, по Вашему мнению, должно быть самым важным, самым главным и необходимым для членов Вашего коллектива. Напротив этого качества поставьте цифру 1. Затем найдите второе по важности и зна­чимости качество, потом - третье и т. д. Рассмотрите и пронумеруйте значимости все 15 нижеприведенных качеств.





«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата (О.С.Михалюк н А.Ю.Шалыто)

Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и ког­нитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматриваются критерии привле­кательности — на уровне понятий «нравится—не нравится», «приятный — не приятный». Измерение поведенческого компонента основывается на критериях «желание — нежелание работать в данном коллективе», «жела­ние — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основ­ным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».

Инструкция.Просим Вас внимательно прочитать предлагаемые во­просы и варианты ответов на них. Выберете один из них, наиболее соот­ветствующий Вашему мнению. Поставьте знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений

Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди

В нашем коллективе есть всякие люди

Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего кол­лектива жили близко друг от друга?

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характе­ристику

Деловых качеств большинства членов коллектива Личных качеств большинства членов коллектива

Пожалуй, Ж


4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характе­ризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите оценку

 
                   

5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с чле­нами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило

Не знаю, не задумывался над этим

Это меня бы совершенно не устроило

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве
членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопро­
сам: ___________________________

Нет, не мог бы

Не могу сказать, не задумывался над этим

Да, мог бы

7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нето­варищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимно­го уважения и т.п. В какую из клеток Вы поместили бы оценку своего кол-

                 

8. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не рабо тали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Да,конечно

Скорее да, чем нет

^Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет, конечно


Сейчас читают про: