(4,6 < К < 5,4 баллов)
Справка
Общий психологический климат в коллективе в целом благоприятен, но неустойчив. Это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальнейшего развития.
Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренним противоречием между сложившимися положительными деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и с другой - остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.
СПК «Среднеблагоприятный» (3,8 < К< 4,6 баллов)
Справка
В коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления:
|
|
не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива;
отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия;
вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;
не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тенденция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;
стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным образом только объективные требования дела;
руководителем нередко упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных.
СПК «Неблагоприятный» (1,0 < К< 3,8 баллов)
Справка
В коллективе наблюдается крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это отражается на надежности и эффективности оперативно-служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой их текучести, заболеваемости и травматизму. Такая картина обусловливается следующими причинами:
|
|
нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами;
отсутствует баланс межличностного восприятия и взаимодействия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально;
имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;
очень часты и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники сплочены и редко дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;
стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соответствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает преимущественно только формальные стороны дела вопреки требованиям конкретной социально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников;
большинство сотрудников не удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.
Метод анализа ценностно-ориентационного единства в коллективе
Методика позволяет оценить уровень развития коллектива путем определения степени совпадения мнений личного состава по вопросу о том, каким должен быть идеальный член коллектива. Методика применяется также для определения степени единства группы; контроля действенности проводимой воспитательной работы; определения возможных трудностей вхождения в коллектив нового пополнения.
Предъявляется список с 15 случайно пронумерованными психологическими качествами, отличающимися друг от друга по таким основаниям, как «деловитость и энергичность», «этичность», «пассивность-уравновешенность».
Соответствием индивидуального мнения коллективному считается совпадение оцениваемых качеств из предъявленного индивидуального списка с тремя первыми и тремя последними качествами из коллективного. В результате первичной обработки подсчитывается коэффициент совпадения мнений для определения уровня развития обследованного коллектива по таблице.
Коэффициент совпадения мнений, % | Уровень развития коллектива |
Менее 49 | 1-й уровень (начальный) |
От 50 до 60 | 2-й уровень (промежуточный) |
Более 60 | 3-й уровень (высший) |
Методика позволяет также получить дополнительную информацию в случае, если опрос был не анонимным. Можно сравнить особенности коллективного мнения об «идеальном сотруднике» с тем, каким он представляется руководителю; сопоставить мнение руководителя с мнением любого его сотрудника; выделить подчиненных, мнение которых сильно, отличается от мнения всего коллектива; сравнить представления об «идеальном члене коллектива» у разных групп (по возрасту, стажу службы, полу и т. п.) и сопоставить эти результаты с особенностями их поведения в различных ситуациях.
Инструкция. Перед Вами список различных качеств человека, которые расположены в случайном порядке. Вам необходимо указать, какое из этих качеств, по Вашему мнению, должно быть самым важным, самым главным и необходимым для членов Вашего коллектива. Напротив этого качества поставьте цифру 1. Затем найдите второе по важности и значимости качество, потом - третье и т. д. Рассмотрите и пронумеруйте "о значимости все 15 нижеприведенных качеств.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата (О.С.Михалюк н А.Ю.Шалыто)
Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматриваются критерии привлекательности — на уровне понятий «нравится—не нравится», «приятный — не приятный». Измерение поведенческого компонента основывается на критериях «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».
|
|
Инструкция. Просим Вас внимательно прочитать предлагаемые вопросы и варианты ответов на них. Выберете один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений
Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди
В нашем коллективе есть всякие люди
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику
Деловых качеств большинства членов коллектива Личных качеств большинства членов коллектива |
Пожалуй, Ж
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите оценку
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило
Не знаю, не задумывался над этим
Это меня бы совершенно не устроило
6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве
членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопро
сам: ___________________________
Нет, не мог бы
Не могу сказать, не задумывался над этим
|
|
Да, мог бы
7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы поместили бы оценку своего кол-
8. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не рабо тали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Да,конечно
Скорее да, чем нет
^Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет, конечно