САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Раздел 1. Научное знание и научное исследование
Тема 1.1 Психология как наука
1. Подготовка творческого эссе «Что мне дает искусство как психологу»?
2. Студенты выбирают проблему собственного исследования.
Тема 1.2 Общее представление о методологии науки
1. Проведение методологического анализа психологических статей (см. «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование») по теме собственного исследования.
2. Студенты формулируют объект и предмет собственного исследования.
Тема 1.3 Роль методологии в развитии науки и практики
1. Подготовка к семинару.
2. Студенты формулируют социальную и научную актуальность собственного исследования.
Рекомендуемая литература:
1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
|
|
3. Хомская Е. Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 112-132.
4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии (в 2-х томах). Ростов/Дон, 1996.
Тема 1.4 Базовые категории психологии. Эволюция предмета психологии
Студенты подбирают из психологического словаря понятия, соответствующие категориям психологии, включенным в объект и предмет собственного исследования.
Тема 1.5 Этические принципы психологического исследования
Студенты анализируют способы решения этических проблем при проведении собственного исследования.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. – Гл.2.
2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет», 1999.- С. 460-461, 486-489.
Дополнительная литература:
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 390-391, 464-465.
4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- С.30-51.
Раздел 2. Методы психологии
Тема 2.1 Специфика методов психологического исследования
Студенты обосновывают использование метода наблюдения для психологического исследования выбранной ими проблемы.
Тема 2.2 Классификация методов психологии
1. Подготовка к семинару.
2. Классификацию методов Б.Г.Ананьева выучить наизусть.
3. Составляют таблицу методов, отражающую классификацию В.Н. Дружинина (см. рис.).
|
|
Эмпирические | Теоретические | Интерпретационные |
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
Дополнительная литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.