Задачи работы

1. Составить "поведенческий портрет" взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым.

2. Выделить в портрете повеления человека главные, наиболее характерные, индивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие черты.

3. Правильно отразить соотношение черт в целостном поведении человека без детализации или схематизации.

Основные линии поведения и параметры «поведенческого портрета».

Для составления психологического "поведенческого портрета необходимо одновременно наблюдать как за поведением человека, так и за ситуацией, в которой оно проявляется.

Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить ситуацию, тем более достоверны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, необходимость охвата многообразных форм поведения взрослого человека не позволяют воспользоваться заранее установленной системой единиц и категорий наблюдения, как при систематизированном наблюдении. При решении задачи настоящей работы оптимальным является применение нестандартизированного наблюдения, которое не ограничивает ни языка описания, ни выбора единиц наблюдения.

В качестве общей схемы нестандартизированного наблюдения могут быть использованы следующие параметры «поведенческого портрета»:

Поведенческий портрет

1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремиться в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.

2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

3. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.

4. Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм. стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

5. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

7. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

8. Поведение в основной деятельности

9. Примеры характерных индивидуальный вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт. Примеры, характеризующие наиболее специфические акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: