Основания прекращения права собственности

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом; именно поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения, что весьма важно в интересах поддержания устойчивости (прочности) права собственности в соответствии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК РФ принципом неприкосновенности собственности <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. С. 51.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Основания прекращения права собственности перечислены в ст. 235 ГК РФ.

Все основания прекращения права собственности могут быть разделены на происходящие по воле собственника и помимо его воли, т.е. принудительно.

Прекращение права собственности по воле собственника происходит в случаях отчуждения права собственности другим лицам (например, по договорам), а также в случае добровольного отказа собственника от своего права (ст. 236 ГК РФ, ст. 53 ЗК РФ).

Отказ от права собственности - новое для нашего законодательства основание прекращения права собственности. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Порядок отказа от права собственности на недвижимые вещи установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580. Согласно Положению документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества. При принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник (участники общей собственности, если объект находится в общей собственности) отказался, вносятся соответствующие записи в ЕГРП (подразд. II-1) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Графа Указываются
"Вид права" слова - "отказ от права собственности"
"Доля" размеры долей всех участников общей долевой собственности, отказавшихся от права собственности на объект недвижимого имущества (если объект недвижимого имущества находится в общей долевой собственности)
"Правообладатель" сведения о собственнике (участниках общей собственности, если объект находится в общей собственности), указанные в п. 18 Правил
"Документы- основания" наименование органа местного самоуправления и реквизиты заявления органа местного самоуправления, реквизиты заявления собственника, подтверждающего свой отказ от права собственности
"Особые отметки регистратора" (в случае, предусмотренном п. 17 настоящего Положения) реквизиты уведомления, направленного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, лицу, отказавшемуся от права собственности

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него органу местного самоуправления и отказавшемуся от права собственности лицу выдается (направляется) выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался по установленной форме. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (п. 3 ст. 225 ГК РФ) <*>.

Прекращение права собственника против его воли. Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). В результате приватизации всегда взамен публичной собственности возникает собственность частная. Объектом приватизации является имущество, чаще всего недвижимое. Приватизация производится в порядке, предусмотренном специальным законодательством о приватизации. Например, Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" <*>.

--------------------------------

<*> См. также: ФЗ от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и пришедший ему на смену ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и др.

Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом перестает существовать сам объект права. Право собственности в соответствии со ст. 235 ГК РФ прекращается и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника недвижимого имущества производится по следующим основаниям:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ);

5) реквизиция (ст. 242 ГК РФ);

6) конфискация (ст. 243 ГК РФ);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК РФ.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника также является основанием для принудительного прекращения права собственности, в том числе и на недвижимое имущество. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ <*> взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

- жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением жилого помещения (его части, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание);

- земельные участки, на которых расположены объекты, предназначенные для жилья;

- земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением жилого помещения (его части), если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.

Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это касается, например, охотничьего оружия, поступившего в оборот в порядке наследования к лицу, не имеющему соответствующего специального разрешения. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на оружие подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится. Согласно ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном законом.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. Статьей 32 ЖК РФ предусматриваются меры по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Разумеется, речь идет о регистрации обременения <*>. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме не только о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, но и о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

--------------------------------

<*> Под обременением понимается ограничение прав на недвижимое имущество, в том числе наличие на него определенных прав третьих лиц, арест имущества. Таким образом, обременения бывают двух видов: в пользу третьих лиц и обременения, ограничивающие определенным образом самого правообладателя. Однако прав третьих лиц при этом не возникает.

К обременениям в пользу третьих лиц относятся залог, сервитуты, доверительное управление, рента, аренда, безвозмездное пользование чужим имуществом.

Ко второму виду обременения относятся арест, запреты различного рода.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (ред. от 03.06.2005) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" <*> использует иную терминологию, в нем нет упоминания об особо ценных и охраняемых государством культурных ценностях. В названном Законе все охраняемые объекты определяются как объекты культурного наследия, подразделяются на несколько категорий и подлежат включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В соответствии со ст. 54 вышеназванного Закона, в случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обращаются:

- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Реквизиция - предусмотренное законом принудительное изъятие у гражданина или юридического лица принадлежащего ему на праве собственности имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией.

Реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом. В соответствующих чрезвычайных обстоятельствах, например в связи с техногенными катастрофами, реквизировано может быть и недвижимое имущество, например постройки, подвергшиеся радиоактивному заражению. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ допускается реквизиция земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Конфискация - санкция, применяемая к частному собственнику в установленном законом порядке за совершенное им правонарушение (ст. 243 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда, так, ст. 169 ГК РФ предусматривает возможность безвозмездного изъятия имущества, в том числе недвижимого, в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

В соответствии с ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.06.2005) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", в случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.

Независимо от основания прекращения права собственности на недвижимое имущество погашается соответствующая запись ЕГРП. Процедуры погашения регистрационных записей устанавливаются в разделе VI Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. Записи подразд. II и III ЕГРП, права и ограничения по которым прекращены, погашаются на лицевой стороне листа специальным штампом погашения регистрационной записи. В штампе погашения регистрационной записи проставляются дата регистрации прекращения права или ограничения и имя регистратора, заверенные его подписью (п. 62 Правил ведения ЕГРП). Если право прекращено без перехода к новому правообладателю или ограничение (обременение) прекращено полностью, то на штампе погашения регистрационной записи ссылка на новую регистрационную запись не проставляется (п. 63 Правил ведения ЕГРП). В случае прекращения права или его ограничения (обременения) без перехода к новому правообладателю, при ведении ЕГРП на бумажных носителях, на оборотную сторону листов подразд. II и III в графу "Документы-основания" заносятся сведения о документах, на основании которых было прекращено право или ограничение (обременение) (п. 65 Правил ведения ЕГРП). При ведении ЕГРП на магнитных носителях запись о прекращении права или ограничения (обременения) без перехода к новому правообладателю выполняется на отдельном листе, который располагается за листом с записью о прекращаемом праве или ограничении (обременении).

4.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав

Ограниченные вещные права - абсолютные субъективные права, на использование чужого, как правило недвижимого, имущества в своем интересе и без посредства собственника. Виды, основания возникновения, объем правомочий, пределы осуществления и порядок регистрации ограниченных вещных прав устанавливаются законом.

К ограниченным вещным правам относятся:

- право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

- сервитуты;

- право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления;

- право пользования жильем по договору пожизненного содержания с иждивением или в силу завещательного отказа.

Ограниченное вещное право - это право на чужую вещь, т.е. на вещь, находящуюся в собственности другого лица. Закон устанавливает виды ограниченных вещных прав, а также определяет их содержание. Ограниченные вещные права, подобно праву собственности, предоставляют управомоченным лицам непосредственное, хотя и строго ограниченное господство над чужим имуществом. Реализация любого вещного права, в том числе и ограниченного, не зависит от действий других лиц, в чем и состоит принципиальное отличие вещных прав от прав обязательственных.

Объект ограниченных вещных прав всегда индивидуально-определенная вещь, уже имеющая собственника. В случае отсутствия или прекращения права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право. Ограниченное вещное право, с одной стороны, предоставляет правообладателю доступ к пользованию вещью в строго установленных рамках, а с другой - сужает права собственника на эту вещь, лишая его полностью или частично возможностей свободного ее использования. Право собственника на распоряжение вещью за собственником может сохраняться в полном объеме, как в случае установления сервитута <*>, а может существенным образом ограничиваться, как, например, в случае закрепления имущества на праве хозяйственного ведения.

--------------------------------

<*> Подробнее см.: Приказ Минюста РФ от 26.07.2004 № 132 " Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки "

Таким образом, ограниченные вещные права, являясь производными от права собственности, одновременно обременяют право собственности и в известной степени ограничивают правомочия собственника. Данные ограничения сохраняются и при смене собственника, т.е. следуют не за собственником, а за вещью.

Субъекты ограниченных вещных прав наделены средствами правовой защиты от неправомерных посягательств любых третьих лиц, включая собственника вещи.

Признаки ограниченных вещных прав:

1) ограниченность по содержанию в сравнении с правом собственности;

2) производность и зависимость от права собственности как основного вещного права; такие права не могут существовать самостоятельно, в отрыве от права собственности;

3) наличие права следования;

4) установление содержания непосредственно законом;

5) необходимость государственной регистрации.

Переходя к рассмотрению отдельных видов ограниченных вещных прав, необходимо отметить следующее.

В соответствии с действующим ЗК РФ (ст. 20) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ (ст. 21 ЗК РФ), сохраняется и сроком не ограничивается. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения впредь не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (ст. 21 ЗК РФ).

Право ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут. Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации (п. 1 ст. 274 ГК РФ) <*>.

--------------------------------

<*> С принятием Градостроительного кодекса РФ (2004) и признанием утратившим силу Градостроительного кодекса РФ (1998) снят с обсуждения вопрос о так называемых строительных сервитутах, которые в соответствии с п. 3 ст. 64 Кодекса могли устанавливаться для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, работ по устройству подпорных стен и ремонту общих стен и др. // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. В ст. 43 Градостроительного кодекса (2004) говорится о границах зон действия публичных сервитутов // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ст. 274 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть как срочным, так и постоянным (п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 1, 4, 6 ст. 23 ЗК РФ). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитут может быть установлен по договору с собственником обременяемой недвижимости, или по требованию заинтересованного лица он может быть установлен судом в принудительном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 Закона о государственной регистрации, и только после такой регистрации они вступают в силу.

Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Как уже отмечалось, сервитуты подразделяются на частные и публичные. Напомним, что частный сервитут представляет собой, с одной стороны, ограниченное вещное право лица, в пользу которого он установлен, а с другой - обременение (ограничение) прав собственника земельного участка. Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации права. Публичный сервитут, напротив, никому конкретно вещного права не предоставляет и таковым не является, а потому его содержание исчерпывается установлением ограничения (обременения) прав собственника. Именно обременение (ограничение) и подлежит регистрации в случае установления публичного сервитута законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В ст. 27 Закона о государственной регистрации говорится, что регистрация проводится в ЕГРП на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. В случае, когда сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

В соответствии с Правилами ведения ЕГРП в графе "Вид права" подразд. II-1 указывается частный сервитут. Затем записи об ограничениях (обременениях) вещных прав вносятся в подразд. III. Этот подраздел разбит на специальные части, в частности, подразд. III-3 предусмотрен для записей о сервитутах как об обременениях (ограничениях) прав собственника. На листе записи о сервитуте в графе "Описание предмета сервитута" указываются объект и условия сервитута. В графу "Срок" заносятся даты начала и окончания сервитута или дата начала сервитута и его продолжительность. В случае когда срок сервитута не определен, вместо продолжительности сервитута пишутся слова "Срок не определен". В графу "Лицо или объект, в пользу которого установлен сервитут" заносятся данные о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования. В случае когда круг лиц для сервитута не определен и он является публичным, в этой графе пишется слово "Публичный".

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут, как и любые другие ограниченные вещные права, существовать в отрыве от основного права. Спецификой отличаются как субъекты, так и объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъектами этих прав могут выступать только юридические лица, и притом не любые, а лишь унитарные предприятия и учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. С. 164.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные за соответствующими юридическими лицами и остающиеся в собственности их учредителей. Наряду с недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть закреплены и движимые вещи.

Например, за государственным образовательным учреждением собственник закрепляет, как правило, не только здание, но и оборудование и инвентарь.

Право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Подобного рода предприятия создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством (ст. 295 ГК РФ).

Так, унитарное государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия <*>.

--------------------------------

<*> ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

Право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

На праве оперативного управления имуществом наделяются только специальные субъекты - казенные предприятия и учреждения, финансируемые собственником. Правомочия, составляющие право оперативного управления, имеют строго целевой характер, обусловленный специальной правоспособностью этих юридических лиц. Собственник-учредитель наделен правом изъять у казенного предприятия и учреждения излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Хотя и казенное предприятие и учреждение наделяются имуществом на праве оперативного управления, тем не менее имеются различия в содержании их правомочий по распоряжению имуществом собственника, а также в условиях привлечения собственника к субсидиарной ответственности по долгам учрежденного им субъекта.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. В соответствии с законом (п. 1 ст. 19 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (п. 1, абз. 2, ст. 19 того же Закона). Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Отношения по поводу имущества между государственным или муниципальным образовательным учреждением и собственником имеют определенные особенности, которые нашли отражение в Законе "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <*>.

--------------------------------

<*> Закон РФ "Об образовании" (в ред. от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ).

В соответствии со ст. 39 названного Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, в том числе и недвижимость, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Доп. см. Право общей собственности на жилое помещение. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО П.В. КРАШЕНИННИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: