Другие вспомогательные дисциплины

Что же касается статистики, права, социологии, политической экономии и истории техники, которые мы также можем отнести к вспомогательным историческим наукам, то на них мы останавливаться не будем. Круг вопросов, изучаемых этими науками, слишком хорошо известен всем занимающимся историей в СССР.

Идеалистическое направление в истории придает еще большее значение генеалогии, устанавливающей происхождение отдельных исторических личностей и составляющей их родословия. Для историка-марксиста эта дисциплина имеет крайне ничтожное значение, гораздо меньшее, чем для практического политического деятеля. Например, историку почти безразлично, каково было происхождение Николая II, славянское или немецкое, но для агитатора какой-нибудь политической партии это обстоятельство может иметь значение.

Таким образом, генеалогия, имевшая большое значение в средние века при определении имущественных и сословных прав отдельных лиц и начавшая отмирать в капиталистическом обществе по мере уничтожения феодальной земельной собственности и сословных прав, потеряла совершенно свое значение при диктатуре пролетариата. Единственно, где может пригодиться генеалогия современному историку, это — при определении подлинности источников, относящихся к средним векам и первым векам нового времени (по XVIII в.). Но и здесь историку нельзя особенно полагаться на труды по генеалогии: в последних подделки и выдумки встречаются на каждом шагу. Были ученые, которые, по специальному заказу изготовляя генеалогические таблицы и труды, доказывали „знатное“ происхождение кого угодно и „ничтожное“ происхождение врагов их заказчиков. Так при желании каждый, кто платил деньги, мог доказать свое происхождение от Фридриха Барбароссы или от Иакова Абрамовича (библейского).

Основными источниками при генеалогических исследованиях являются метрические записи (о рождении, браке, разводе, усыновлении и смерти), дарственные грамоты и различные семейные документы (переписка, дневники и т. п.). Заканчиваются такие исследования составлением генеалогических таблиц, с которыми можно познакомиться в дореволюционных курсах и работах по истории России (Соловьева, Иловайского и др.).

IV. Задачи и историческое развитие критики источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: