Фотографические и кинематографические снимки

Фотографические и кинематографические снимки, как исторические источники, должны быть подвергнуты, всем видам критики (подготовительной, толкования и достоверности). При критике достоверности их необходимо иметь в виду, что фотография отнюдь не является точным изображением действительности и если в обычной жизни слово „фотографический снимок“, употребляют в смысле точности, то это далеко не соответствует действительности.

Во время войны солдат посылал в деревню фотографические снимки, на которых наш бравый солдат сидит на вставшем на задние ноги чистокровном арабском коне и стреляет из револьвера, из дула которого выходит огонь, как из печи огненной, вдали же взрываются снаряды и виден даже кусочек моря с броненосцем. Но даже в самой глухой деревне знали, что из действительности на снимке изображен более и менее правдиво только наш солдатик. А сидел же он во время фотографирования на деревянной лошадке — скамейке, в руках держал револьвер из дерева или жести, а снаряды, броненосец и прочее были размалеваны на полотне. И даже солдатик — и наш, и как будто-бы и не наш: лицо у него какое то окаменелое, руки и ноги держит неестественно, глаза выпучены и т. п., одним словом, с трудом узнаешь. В городе же каждому известно, что хороший фотограф посредством ретушевки может любую старуху превратить в двадцатилетнюю девушку. Хороша она, фотографическая точность!

А в кинематографическом снимке с правдивостью дело обстоит еще хуже: показывают древнюю Ассирию и Вавилон, люди летают по воздуху на ковре самолете, велосипеды разрушают стены, злоумышленники потопляют громадные пароходы и т. д.

При критике достоверности сообщения фотографических и кинематографических снимков, прежде всего, необходимо обратить внимание на возможность декоративности: дворцы могут оказаться картиной на полотне или сооружениями из фанеры, громадные пароходы детскими игрушками, ливень и волны бушующие — струей из шланга, море — небольшой лужицей или корытом, действующие лица — загримированными артистами. Выяснить, где мы имеем дело с декорациями, и где с нормальными вещами и явлениями можно путем пристального изучения снимка и учета, под каким углом и на каком расстоянии произведен снимок. Чтобы быть в состоянии произвести эту работу, использующий фотографические и кинематографические снимки в качестве исторического источника должен быть знаком с техникой фотографии и кинематографии и знать основные технические приемы фото-кино-съемок.

Кинематографические и фотографические снимки в последние десятилетия фиксируют все сколько-нибудь выдающиеся события общественной жизни. Но при использовании снимков фото- и кинорепортеров необходимо иметь в виду, что весьма часто репортеры и редакции дают подложные снимки. Например, снимки с жертв еврейских погромов выдаются за снимки с жертв большевиков, первомайская демонстрация во Львове — за первомайскую демонстрацию в Кишиневе, демонстрация 1922 года – за демонстрацию в 1930 году и т. д. В других же случаях перепутываются, без злого умысла, тексты к снимкам, например, под фотографией М. Веске может быть указание: „проф. Келер“ и наоборот. Выяснить эти подлоги и ошибки можно путем изучения изображенных на снимке лиц, знамен (надписей), фона картины (зданий, вывесок, растений), одежды, лиц, мундиров городовых, солдат, офицеров и должностных лиц и т. д. Нет нескольких городов с совершенно одинаковыми зданиями, лозунги на знаменах, вывески, одежда и мундиры меняются, и эти обстоятельва дают возможность установить подлог или ошибку.

Наибольшую ценность для историка общественных отношений представляют снимки с натуры (видовые и хроники). Художественные кинопостановки представляют для историка классовой борьбы интерес лишь постольку, поскольку в них отражаются идеология, семейные отношения, быт и т. п. отдельных классов и классовые противоречия вообще. Критическая проверка сообщений художественных киноснимков в основном такая же, как проверка сообщений художественной литературы.

Л И T E P А T У Р А:

Г. В. Гольстен. Фотография для всех. 1929 г. Б. А. Евдокимов. Практическая фотография. 1927 г. Е. Энглиш. Основы фотографии. 1927 г. Советский фотографический альманах. Ежегодник под редакцией В. П. Никулина. I. 1928 г. И. Д. Анощенко. Общий курс кинематографии. Т. т. I—II, 1929 г. Я. С. Попов. Кино-технический словарь. 1928 г. Я. С. Попов. Кино-с‘емочные аппараты. 1929 г. Поэтика кино. Сборник статей под редакцией В. М. Эйхенбаума. 1927. Кулътурфильма. Сборник статей под редакцией К. И. Шутко. 1929 г. Б. С. Лихачев. Кино в России (1896—1926 г.) ч. 1 — 2. 1927 г. H. M. Новлянский. Искусство грима. 1930 г. Лео Мур. Азбука киномонтажа. 1930 г. К. Неблит. Обший курс фотографии. Книга 1-я. История фотографии, фотографическая оптика, фотографические эмульсии. 1930 г. Г. Ф. Гапочко. Курс фотографии. Под ред. А. А. Мартятина. 1930 г.

52. Географические карты и планы.

Историку весьма часто приходится обращаться к услугам географических карт и планов городов, поселков, зданий, крепостей н т. п. Встретив в источнике упоминание какого-либо селения, реки,, города, области, историк по географической карте старается выяснить его местонахождение. Планы, публикуемые в описаниях археологических и этнографических экспедиций и в описаниях отдельных памятников старины и искусства, планы и географические карты, составленные путешественниками и топографическими экспедициями — историк часто использовывает в качестве исторических источников.

Ошибки и опечатки встречаются в планах и географических картах отнюдь не реже, чем в других источниках. До последних столетий географические карты и планы составлялись по весьма приблизительным измерениям, по простым наблюдениям „на глаз“ и даже по рассказам купцов и других лиц, имевших возможность познакомиться с какой-либо страной. При таких условиях требовать от плана или географической карты точности нельзя. Достаточно взглянуть на географические карты, составленные географами древнего мира и средних веков, чтобы определить насколько ошибочно было их представление о размерах отдельных стран и морей, о расположении рек, озер, островов и городов, не говоря уже о том, что представление о нашей планете было у них совершенно другое, чем у нас

Тем не менее древние географические карты и планы — весьма ценные источники, по которым мы можем установить степень знакомства отдельных географов и народов с окрестными странами, представления ученых разных эпох о нашей планете, а также расположение отдельных селений, городов и крепостей, которые не сохранились до наших дней.

Другая группа географических карт и планов — исторические географические карты и планы, составленные на основании актов, описаний путешествий, древних географических карт и планов, житий святых, летописей и других исторических источников. Точность этих карт и планов зависит от достоверности сообщений источников, которые были использованы при составлении их, от правильной критической проверки этих сообщений, от точности занесения составителем установленных фактов на бумагу и от точности печатной (графической) передачи составленных карт и планов.

Третья группа географических карт и планов—современные карты и планы, составленные на основании топографических съемок и более точных измерений. Точность современных географических карт и планов зависит от точности топографических с‘емок и измерений, от точности занесения результатов с‘емок и измерений, на бумагу и от точности печатной (графической) передачи составленных карт и планов.

При критике достоверности современных географических карт и планов необходимо, прежде всего, установить, в результате каких с‘емок и измерений составлены карты и планы. При этом очень важно установить точное время с‘емок и измерений, так как ни одна географическая карта не отражает совершенно точно географии страны. Одни из населенных пунктов прекращают свое существование, другие населенные пункты возникают, строятся новые дороги, изменяются границы и т. д. Этом об‘ясняется, что даже наиболее точные современные географические карты быстро стареют.

Что же касается проверки сообщений современных географических карт, то она может быть совершена путем сравнения карты с местностью, изображенной на карте. Но такое сравнение выполнимо только в сравнительно небольшой местности или в отношении расположения на карте основных рек и населенных пунктов. Поэтому приходится сравнивать карты между собою, считая за более достоверные сообщения карт, составленных на основании топографических с‘емок. При этом изменения, совершившиеся после топографической с‘емки, должны быть установлены на основании других источников (договоров между государствами, законодательных актов об административном делении государства, актов о возникновении новых поселений и сообщений об уничтожении пожаром, наводнением, землетрясением и т. п. отдельных селений, актов о переименовании городов и селений, газетных сообщений и т. д.). Наиболее подробными картами СССР являются: 1) одноверстная карта отдельных районов Поволжья, Урала и центральных губерний, 2) двухверстная карта Московской губернии (в довоенных границах), 3) трехверстная военно-топографическая карта Европейской части СССР, 4) десятиверстная специальная карта Европейской части СССР с сопредельными государствами, 5) специальная десятиверстная карта Восточно-Азиатской части СССР, б) двадцатипятиверстная военно-дорожная карта Европейской части СССР, 7) пятиверстная карта Кавказа и прилегающих к нему частей Турции и Персии, 8) десятиверстная карта Туркестана,

9) сорокаверстная карта южной пограничной полосы Азиатской части СССР, 10) стоверстная карта Азиатской части СССР. 11) десятиверстная карта Западной Сибири и 12) сорокаверстная стратегическая карта Средней Европы. Масштаб всех этих карт, изданных Военно-Топографическим Управлением, выражен в дюймах. В настоящее время Военно-Топографическим Управлением Г. У. Р.-К. К. А., составляется и издается отдельными выпусками новая карта СССР с масштабом 1: 1.000000 (в одном сантиметре пятнадцать километров). К указанным картам историку приходится обращаться в необходимых случаях.

При использовании в качестве источников исторических географических карт, следует установить правильность расположения рек, озер, гор и т. п. по проверенным современным географическим картам (конечно, если не происходило перемещения русла рек, высыхания рек и озер, появления новых гор, островов и т. п. географических изменений, могущих быть установленными по письменным источникам). Расположение же городов, селений, границ между государствами и областями, месторасположение отдельных народностей, торговых и других путей и т. п. на исторической географической карте должно быть проверено по достоверным, т.-е. проверенным, сообщениям актов, летописей, описаний путешествий и других источников.

При проверке сообщений древних географических карт следует установить, в каком месте находились отмеченные на них поселения, реки и т. п. и существовали ли они вообще. Поэтому сообщения древних географических карт в отношении гор, морей, рек и озер должны быть сличены с сообщениями последующих древних географических карт, с современными географическими картами и с сообщениями древних письменных источников. При установлении расположения городов и других поселений, отмеченных на древних географических картах, следует использовать также данные археологических обследований и раскопок.

От современных издателей планов зданий, городов и т. п. необходимо требовать указания на планах севера и юга, и точного масштаба. Всякие планы, составленные в настоящее время на-глаз, без точных измерений, следует признать совершенно неудовлетворительными, и пользоваться ими можно только по проверке их на месте, с совершением необходимых измерений. В планах зданий следует еще проверить, может ли существовать вообще здание по приведенному плану, т.-е. не противоречит ли план законам физики (план может быть составлен так, что построенное по нему здание обязательно должно разрушиться, следовательно, план составлен неправильно и требует проверки на месте). Планы зданий, крепостей, городов и поселений, данных в описаниях путешествий и в других более отдаленных от нас источниках, должны быть проверены по сообщениям других письменных источников и по данным археологических обследований и раскопок.

ЛИТЕРАТУРА указана в главе 5-ой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: