Живопись, скульптура, карикатура и плакат

Произведения живописи и скульптуры являются источниками не только при исследовании истории искусств, но и при исследовании истории общественных отношений. Классовое деление общества, классовая борьба, отдельные исторические события, нравьь верования, суд и т. д. нередко находят яркое, весьма выразительное изображение в произведениях искусства, особенно в живописи. В этом отношении для примера достаточно ссылаться на произведения Верещагина о военных походах России, Бройдо „Расстрел 26-ти бакинских комиссаров“. P. Brueghel „Iustitia“ и др. Произведения живописи и скульптуры дают, кроме того, изображения наиболее видных исторических деятелей, типов представителей отдельных классов, оружия, орудий и т. д.

При использовании в качестве исторических источников произведений живописи и скульптуры необходимо подвергнуть их всем видам критики (подготовительной, толкования и достоверности). При критике достоверности необходимо подвергнуть критике каждое отдельное „сообщение“ произведения. Так например, в картине, изображающей расстрел рабочих на улицах Петербурга в 1905 году, может быть (и является) верным сообщение, что происходил расстрел, но могут быть неправильно изображены здания; мундиры военных могут соответствовать действительности, а одежда рабочих нет; винтовки могут быть изображены правильно, но как их держали при стрельбе — нет, и т. д. Такая проверка производится посредством сравнения с сообщениями других источников (наблюдения местности, фотографические снимки, акты, газеты и др.) и путем всестороннего изучения самого произведения во всех его деталях. В результате анализа произведения будет установлено, наблюдал ли художник сам изображаемое событие или явление, или же пользовался сообщениями других лиц, газет, прокламаций и пр., насколько точно было наблюдение художника (если оно имело место) и передача наблюдения, и какова основная идея и цель произведения. При этом необходимо иметь в виду, что произведение искусства никогда не является вполне точным изображением какой-либо вещи или явления и что произведения современных художников, изображающие давно минувшие явления, подобно историческим романам, являются наименее денными источниками, так как достоверность их зависит от тех источников, которыми пользовался художник, и от точности понимания и передачи художником использованных им сообщений источников.

Особенно условным является изображение общественных явлений у некоторых школ живописи (футуризм, кубизм и др.) а также в карикатурах и шаржах, изображающих отдельные лица и общественные явления с расчетом вызвать к ним отвращение и ненависть или любовь, и, тем самым, побуждать лиц, рассматривающих карикатуру, на определенные действия. Так как это является основной целью карикатуры, то карикатуры всегда расчитаны на определенный общественный класс или группу населения. Своей задачи карикатура стремится достигнуть путем сосредоточения внимания именно на отдельных чертах, являющихся характерными для данного явления, при чем эти черты и все явления могут быть изображены аллегорически. Карикатура является весьма важным средством политической агитации, особенно, если карикатурист талантлив, и так как громадное большинство талантливых карикатуристов, например, Гойа, Ропс, Цилле, Кольвиц, Гросс, Дени, Ротов и др., направляли свое творчество против господствующих классов и капитализма со всеми присущими им явлениями, то буржуазия склонна отрицать характер искусства у карикатуры. В самом деле и живопись преследует классовые дели и различие между ними только такая, как между пропагандой и агитацией, т.-е. живопись является изобразительной пропагандой, расчитанной на более узкий круг подготовленных лиц, карикатура же — изобразительной агитацией, расчитанной на самые широкие массы определенного класса.

Методы критики карикатуры, как исторического источника, в основном те же, что и в живописи. Но в карикатуре следует сосредоточить основное внимание на критику толкования. Обычно карикатура сопровождается текстом, подчеркивающим идею карикатуры, но нередко из цензурных соображений и текст при карикатуре является аллегорическим, смысл которого следует вскрыть. При критике достоверности сообщений карикатуры следует выяснить, насколько распространенными являлись указанные в карикатуре явления, имели ли они вообще место, и не искажает ли карикатура действительности, например, не приписывает ли она отдельным лицам или классу действия, которые не имели с их стороны места. Установить это можно только путем привлечения других источников (газет, актов, мемуаров и др.).

В плакате основным является текст, кратко и ясно призывающий к определенным действиям. Картина или рисунок, сопровождающий текст плаката, имеет целью привлечь внимание к плакату, заставить прочесть его текст, а также стремится усилить воздействие текста на читателя, сделать текст особенно выразительным. По своему характеру плакаты бывают самые различные: рекламные (рекламирующие товары, зрелища, гостиницы, курорты и т. д.), культурно-просветительные (указывающие на средства борьбы или призывающие к борьбе с алкоголизмом, венерическими болезнями, нечистоплотностью, неграмотностью и т. д.) и политические. Для историка наибольший интерес представляют именно политические плакаты, получившие во время гражданской войны громаднейшее распространение в советских республиках. По примеру Советской России политические плакаты, как агитационное средство, стали выпускать контрреволюционные армии, а также политические партии в других государствах.

При использовании плаката, как исторического источника, необходимо подвергнуть критике текст плаката и картину (или рисунок) на плакате. Приемы критики текста плаката те же, что при критике публицистических произведений, приемы критики картины или рисунка такие же, какие применяются при критике картин и карикатур.

ЛИТЕРАТУР А:

В. Фриче. Социология искусства. 1929 г. Д. И. Киплик. Техника живописи. Т.т. I—V. Ф. Петрушевский. Краски и живопись. 1902 г. Я. Тугендхолъд. — Живопись и зритель. 1928 г. Русская живопись XIX века. Сборник статей под редакцией В. М. Фриче 1929 г. Феодоров-Давыдов. – Русское искусство промышленного капитализма. 1929 г. И. С. Рабинович. Труд в искусстве. 1927 г. В. К. Охачинский-Плакат. Развитие и применение. В. Полонский. — Русский революционный плакат. 1925. Е. О. Верт. Плакаты, лубки и календари в книготорговом ассортименте. 1930 г. Б. Земенков. Графика в быту. 1930 г. Я. Тугендхольд. Художественная культура Запада. 1928 г. Искусство и литература в марксистском освещении. Составили Б. Г. Столпнер и П. С. Юшкевич, ч. I. 1929 г. С. Н. Чеботарев. Возникновение искусства. 1930 г. С Грузенберг. Книжные знаки. 1929 г. У. Иваск. Описание русских книжных знаков. Части 1 и II-я. 1905 и 1910 г. г. В. Верещагин. Русский книжный знак. 1902 г. 3. Голлербах История гравюры и литографии в России. 1923 г. Г. Малецкий. Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства. (В росписи и резьбе). 1923 г. И. Вессели. О распознавании и собирании гравюр. Перевод С. Шайкевич. 1882 г. Д. Ровинский. Русские народные картинки. Т.т. I—V текста и 4 альбома картинок. 1881 г. И. Грабарь. История русского искусства. Лрхитектура. скульптура, живопись. Т.т. 1—III, V и VI (все вышедшее). Вопросы реставрации. Сборник Центральных Государственных Реставрационных мастерских. Под редакцией И. Грабаря. Вып. I И. 1926 и 1928 г.г. Н. Н. Масленников. Плакат. 1930 г. Г. В. Плеханов. Собрание сочинений. Под ред. Д. Б. Рязанова. Т. XIV. Н. Tietze. Die Methode der Kunstgeschichte. 1913 г. Маро-Вотье. Заметки по технике живописи. Перев. Г. И. Кепинова, под ред. В. Н. Яковлева. 1930 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: