Теория двух факторов Ч. Спирмена

теория, согласно которой успех (или неуспех) каждого вида деятельности обусловлен двумя группами факторов: общим для всех видов деятельности (общими способностями) и специальным, необходимым только для данного вида деятельности (специальными способностями).

Теория доминанты А.А. Ухтомского

теория, рассматривающая целенаправленное поведение человека, его деятельность как результат активности доминанты – временно господствующей рефлекторной системы, очага возбуждения, обусловливающего работу всей высшей нервной деятельности в данный момент времени.

Теория инструментальная

теория мотивации (H. Peak, 1955, V. Vroom, 1964 и др.) утверждающая, что установка человека есть функция от (1) инструментальности, или значения, данных обстоятельств для достижения цели, к которой стремится субьект, и (2) удовлетворения, которое он получает от достижения цели, что в конечном счете зависит от мотивации.

Теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)

теоретические взгляды психоаналитической ориентации суть которых выражена в четырех постулатах и ряде теорем. Постулат первый: в человеке существует три межличностных потребности – потребность быть включенным в группу, потребность в контроле, внешней регуляции своего поведения (варируется от дисциплинированности до недисциплинированности), потребность в любви. Постулат второй: раннее детство играет определяющую роль в развитии личности, предопределяя и характер включенности ее в социальные отношения на протяжении всей жизни. Постулат третий: психическая совместимость между людьми выступает мощным фактором эффективности совместной деятельности. В. Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости людей, вычисляется шестнадцать индексов совместимости. Четвертый постулат: каждая группа в своем развитии проходит этап включения, контроля, любви. Теоремы данной теории близки к положениям здравого смысла.

Теория когнитивного диссонанса

социально-психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая "нелогичное" поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От возникающего при этом диссонанса, дискомфорта человек избавляется с помощью защитных психических механизмов, бессознательно забывая или видоизменяя противоречивую информацию до уровня, обеспечивающего снижение психического напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: