Гештальтподход в групповой работе (Г-группы)

(Тренинг самоактуализации и саморегуляции)

Основателем групповой гештальттерапии считается Фредерик Перлз, отошедший от догм фрейдистского учения и создавший но­вое направление в психологии, синтезировав идеи экзистенциальной философии, биоэ­нергетики, гештальтпсихологии, психодрамы и некоторых других психологических кон­цепций. В гештальттерапии Ф. Перлза встре­чаются многие элементы, нетрадиционные для психоаналитика, например, сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работа по принципу «здесь и теперь», провозглашение

неприемлемости интерпретаций и коммента­риев событий, призыв к осознанию настоя­щего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни и т. д. Однако в самой идее гештальттерапии содержится зерно, род­нящее ее с психоанализом.

В гештальттерапии важное место отводит­ся процессу саморегуляции организма, при­водящему к формированию целостного пси­хического образования, некоей специфиче­ской организации частей, называемой гешта-льтом.

Немецкое слово «гештальт», не имеющее аналогов в русском языке, означает нечто це­лостно организованное.

Гештальттерапия как раз и видит свою за­дачу в том, чтобы помогать людям обрести ут­раченную целостность, перестать быть «фраг­ментарными личностями», помочь им стать «осознающими, принимающими, исправляю­щими и объединяющими разрозненные час­ти своей личности» (М. Джеймс, Д. Джонг-вард).

Гештальт формируется на основе потреб­ностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент, и имеет определенную самостоятель­ность, автономность.

При разрушении его части он перестает существовать как целостная структура. Когда потребность человека удовлетворяется, геш­тальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и «раствориться в фо­не»; чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психи­ку человека, вызывает неразрешимые пробле­мы. Задача гештальттерапии - помочь выра­зить неотреагированные чувства, завершив

таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем. :

Гештальттерапевты обращаются не столь­ко к сознанию, сколько к чувствам пациента. Но терапевтическая задача также оказывается выполнена, когда не выраженный, а зачастую и неосознаваемый комплекс - незавершен­ный гештальт - переходит в сферу осознания и человек получает возможность отреагиро­вать на свои чувства. Как и в психоанализе, в гештальттерапии, по словам К. Рудестама: «Та энергия, которая тратится на сокрытие трав­мирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и завершения незакончен­ного действия».

Однако главная задача Г-группы не обуче­ние, как Т-группы, и не терапия, как, напри­мер, психоанализ, а расширение сферы осоз­нания, «проявление» человека подобно фото­графии, осознание им самоидентичности и собственного совершенства, принятие ответ­ственности за все, что с ним происходит. Процесс осознания сопоставляется с просветлением в дзен-буддизме. Гештальттерапия отчасти смыкается с дзен-буддизмом, недаром многие методы в ней напоми­нают медитацию.

При знакомстве с основными методами гештальттерапии Ф. Перлза можно обнару­жить в них то, что было позаимствовано у других направлений психологии, либо то, что другие направления позаимствовали у Ф. Пер­лза. Так, упражнения по методике «двух стуль­ев» (построение диалога с воображаемым со­беседником) напоминают о психодраме, хотя, в отличие от Д. Морено, Ф. Перлз в ролевой игре с пациентом предпочитает использовать не других людей, а собственные фантазии че­ловека. Конечная цель таких упражнений в

психодраме - катарсис, а в Г-группе - интег­рация противоположных сторон конфликта.

Все сказанное выше вовсе не означает, что групповая гештальттерапия представляет со­бой конгломерат чужих идей и методик. На­против, Ф. Перлз создал целостный и своеоб­разный метод групповой психологической работы, элементы которого охотно заимству­ют сегодня психологи самых различных школ и направлений. Он фактически основал новое гармоничное сооружение - метод групповой гештальттерапии. В полном соответствии с собственной теорией, этот метод сам по себе является целостным образованием - гешталь-том, в котором нельзя сохранить целого, раз­рушив какую-то его часть.

В отличие от традиционных подходов к групповой работе, апеллирующих к человече­скому сознанию, гештальттерапия провозгла­шает принцип «забудь о своем уме и доверься чувствам». Это сильнодействующее средство, и применять его надо осторожно. В целом гештальттерапия в группах способствует са­моактуализации, ведет к расширению осозна­ния самих себя, усиливает эмпатию, увеличи­вает глубину переживаний и способность к контакту, чувство понимания себя другими, автономность, уменьшает отчужденность меж­ду членами групп, а также помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности и уверенности в себе.

Наиболее значимые методологические от­личия в групповой работе связаны с тем, как руководители групп понимают цель своей ра­боты. Принято выделять три основных цели:

• психотерапия,

• обучение,

• обогащение личности новым опытом.

Соответственно ориентированными будут и техники, которые использует ведущий, пла­нирующий проведение тренинга. Впрочем, границы между ними подчас условны, да и принципы классификации могут быть различ­ны. По словам К. Рудестама, «между различны­ми практическими способами ведения групп в рамках одного группового подхода сущест­вуют столь же сильные различия, что и между групповыми подходами, которые считаются уникальными и сильно отличающимися друг от друга».

Следует добавить, что некоторые ведущие групп предпочитают сознательный отказ от следования единой психологической концеп­ции. Здесь есть два пути: слияние нескольких направлений в одно (интегративный подход) и использование обширного набора методов самых разных направлений - в зависимости от психотерапевтической ситуации и собст­венных предпочтений (эклектический под­ход). Каким способом воспользуется чита­тель, решать ему самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: