И РАБОТЫ ТРЕНИНГОВОЙ
ГРУППЫ
Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тренинга.
Прежде всего выполнение принципа добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Поэтому важнейшая задача ведущего тренера, педагога - создать условия, при которых ученики сами стремятся активно участвовать в предлагаемых этюдах, заданиях, процедурах.
Не следует принуждать к выполнению упражнений, особенно на первых занятиях. У участников должна быть возможность осмотреться, понять, что происходит, заинтересоваться происходящим. Через некоторое время даже у тех, кто сначала отмалчивался, возникает желание проверить себя: «А я так смогу?», «А как бы это получилось у меня?», «А что скажут обо мне другие?» Эти вопросы объективно возникают у школьников во время занятий. Чтобы получить на них ответы, нужно просто включиться в предлагаемое педагогом упражнение, сесть в общий тренинговый круг или провести мини-опрос и т. д.
|
|
Следует постоянно помнить, что личностные изменения в положительном смысле принудительно, как правило, не происходят. И стоит требовать этого от участников.
Необходимо соблюдать принцип организации постоянной самодиагностики каждого участника. В содержание занятий включаются вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие учащихся, осознание и формулирование их собственных личностных особенностей. У каждого ребенка должна быть реальная возможность и достаточно времени, чтобы спокойно подумать о себе, своем характере, поведении, о своих отношениях с
близкими и просто знакомыми людьми, в том числе и с ребятами в классе, с родителями. Такая работа требует особой атмосферы в классе, теплых человеческих отношений между учителем и учениками, взаимного доверия. Все это не приходит само собой. Но тренин-говые занятия позволяют создать эту доверительную атмосферу.
Кроме сугубо аналитических этюдов, во время которых школьники с помощью учителя пытаются глубже и полнее разобраться в себе и своих отношениях с людьми и миром в целом, реализация этого принципа предусматривает более активные занятия, которые дают ребятам прекрасную возможность проявить себя при отстаивании своей точки зрения, открытой оценки того или иного поступка партнера по упражнению и т. п.
|
|
Различные разделы тренинга представляют собой небольшую тестовую процедуру, в ходе которой участники получают первичную информацию о себе. Используя эту информацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.
Стержнем тренинга является принцип взаимодействия в стиле диалога, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности со стороны ведущего тренера, педагога и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали все его преимущества. Диалог предполагает равноправное и полноценное межличностное общение в течение всего времени занятий группы. Такое общение основано на взаимном внимании участников, их стремлении быть максимально откровенными. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного из них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.
Принцип гетерогенности, т. е. предпочтительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту. Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп - с 1б до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.
Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т. е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии. Принцип постоянного состава группы означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга.
Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.