Принципы организации

И РАБОТЫ ТРЕНИНГОВОЙ

ГРУППЫ

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг мо­жет утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тре­нинга.

Прежде всего выполнение принципа доб­ровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнени­ях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в измене­ниях своей личности в ходе работы группы. Поэтому важнейшая задача ведущего тренера, педагога - создать условия, при которых уче­ники сами стремятся активно участвовать в предлагаемых этюдах, заданиях, процедурах.

Не следует принуждать к выполнению упражнений, особенно на первых заняти­ях. У участников должна быть возможность осмотреться, понять, что происходит, заинте­ресоваться происходящим. Через некоторое время даже у тех, кто сначала отмалчивался, возникает желание проверить себя: «А я так смогу?», «А как бы это получилось у меня?», «А что скажут обо мне другие?» Эти вопросы объективно возникают у школьников во время занятий. Чтобы получить на них ответы, нуж­но просто включиться в предлагаемое педаго­гом упражнение, сесть в общий тренинговый круг или провести мини-опрос и т. д.

Следует постоянно помнить, что личност­ные изменения в положительном смысле при­нудительно, как правило, не происходят. И стоит требовать этого от участников.

Необходимо соблюдать принцип органи­зации постоянной самодиагностики каж­дого участника. В содержание занятий вклю­чаются вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие учащихся, осознание и формулирование их собственных личност­ных особенностей. У каждого ребенка должна быть реальная возможность и достаточно вре­мени, чтобы спокойно подумать о себе, своем характере, поведении, о своих отношениях с

близкими и просто знакомыми людьми, в том числе и с ребятами в классе, с родителями. Та­кая работа требует особой атмосферы в клас­се, теплых человеческих отношений между учителем и учениками, взаимного доверия. Все это не приходит само собой. Но тренин-говые занятия позволяют создать эту довери­тельную атмосферу.

Кроме сугубо аналитических этюдов, во время которых школьники с помощью учите­ля пытаются глубже и полнее разобраться в себе и своих отношениях с людьми и миром в целом, реализация этого принципа преду­сматривает более активные занятия, которые дают ребятам прекрасную возможность проя­вить себя при отстаивании своей точки зре­ния, открытой оценки того или иного поступ­ка партнера по упражнению и т. п.

Различные разделы тренинга представля­ют собой небольшую тестовую процедуру, в ходе которой участники получают первич­ную информацию о себе. Используя эту ин­формацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.

Стержнем тренинга является принцип взаимодействия в стиле диалога, осно­ванный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует осо­бой тактичности со стороны ведущего трене­ра, педагога и одновременно особой настой­чивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали все его преиму­щества. Диалог предполагает равноправное и полноценное межличностное общение в те­чение всего времени занятий группы. Такое общение основано на взаимном внимании участников, их стремлении быть максималь­но откровенными. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собесед­ников, так как в случае доминирования одно­го из них или нескольких членов группы об­щение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоре­чит самой природе тренинга.

Принцип гетерогенности, т. е. предпоч­тительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени зна­комства, а если тренинг проводится за преде­лами школы, то и по возрасту. Принято счи­тать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп - с 1б до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возмож­ность постоянного послетренингового со­провождения и контакта с ними с целью кор­рекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практическо­го психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, и в ней возникают особые про­цессы, способствующие самораскрытию уча­стников, если она закрыта, т. е. работает по­стоянный состав участников и нет постоян­ного притока новых членов на каждом заня­тии. Принцип постоянного состава груп­пы означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к заняти­ям уходили из группы до полного окончания тренинга.

Тем, кто начинает свой первый самостоя­тельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: