Принцип постоянной обратной связи

т. е. непрерывное получение участником ин­формации от других членов группы о резуль­татах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может кор­ректировать свое последующее поведение, за­меняя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участ­ников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т. е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Принцип оптимизации развития, т. е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологическо­го состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в про­исходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного раз­вития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их уси­лия в нужное русло. Во время тренинга участ­ники могут вести постоянный самоотчет, в котором отмечают то, над чем им еще пред­стоит поработать.

Принцип гармонизации интеллектуа­льной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровен­ность, в большей мере доверять партнерам,

становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитиче­ские процессы - обсуждение событий. И глав­ная форма такой интеллектуальной деятель­ности - групповая дискуссия, которая исполь­зуется на протяжении всех занятий. Для лю­бого тренинга чередование интеллектуаль­ной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длитель­ность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

Принцип баланса комфорта и дис­комфорта. Суть его состоит в том, что в це­лом атмосфера в группе должна быть ком­фортной, удобной, безопасной и даже весе­лой. Стратегический принцип в тренинге -комфортность. Однако тактически, в отдель­ные моменты тренинга, у участников должен возникать дискомфорт, например, при по­пытке выполнить инструкцию. Это могут быть и еще более «мелкие» трудности, напри­мер, необходимость записывать что-то в неу­добных условиях, прямо на коленях; писать левой рукой; выполнять задание в шумном помещении; обращаться с предложением к другой команде, зная, что тебя ждет заведо­мый отказ, и др.

Принцип изолированности. Безуслов­ным требованием является полная уверен­ность участников в том, что их никто не под­слушивает. Если у ведущего есть необходи­мость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражне­ний и заданий может быть специально запи-• сана на аудио- или видеокассету для последу­ющей работы с этим материалом самих уча­стников (рефлексивный разбор ситуации и

действий членов группы). В любом случае за­пись занятия делается только с согласия чле­нов группы.

Принцип образности означает, что яв­ления, изучаемые и испытываемые в тренин­ге, должны быть обязательно отражены в ри­сунках и схемах, метафорах и символах. Это помогает участникам тренинга не только по­нять, усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена, развить его, открыть новое. Например, когда участни­ку предлагается нарисовать свою семью, он может вдруг осознать, что это для него дово­льно трудная задача, хотя он ни разу об этом не задумывался.

Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть воз­можность свободного передвижения участни­ков, их расположения по кругу, объединения в малые группы по 3-5 человек, по 7-8 чело­век, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тре­нинга, могут легко перемещаться, а помеще­ние должно быть достаточно просторным.

Принцип погружения. Продолжитель­ность занятий должна быть определена в са­мом начале работы. Опыт проведения социа­льно-психологического тренинга дает осно­вание для вывода: наибольший эффект дости­гается при работе крупными временными блоками - погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более, то есть при система­тическом использовании активных тренинговых форм. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «разморажива­ние» участников, их эмоциональное вхожде­ние в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях. В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары) и не реже одного ра­за в неделю.

Если есть возможность, то целесообразнее «сжать» занятия до 2-3 дней, провести интен­сивный тренинг по 6-7 часов в день. И как один из возможных вариантов - тренинг-ма­рафон, длящийся от 8 до 12 часов, но его мож­но проводить только с хорошо подготовлен­ными участниками.

Принцип направленности на приме­нение результатов тренинга в жизни. Этот принцип призван помочь участникам перенести полученный опыт на практику. Тренинг должен иметь практическое значе­ние. Для людей всегда важен «сухой остаток». Все (или почти все), что поняли, осознали или чему научились участники тренинга, сле­дует использовать в обычной жизни. Именно для этого организуются и проводятся тренин-говые занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: