В этом разделе дается описание восьми основных тренинговых форм, методические рекомендации по подготовке и проведению психологических упражнений и заданий, а также по подведению их итогов. Если читатель внимательно познакомится с ними, ему не составит труда в последующем выбирать одну из этих форм в зависимости от вида планируемого тренинга, а также от возраста участников, своего собственного опыта проведения тренингов и т. п.
Основная цель предлагаемых тренинговых форм - развитие личности участника, его умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою гражданскую позицию. Но при проведении тренингов не следует забывать и о конкретном результате, например, о списке общих личностных характеристик человека, который собирается стать «мэром города», или системе требований, которым должен соответствовать
кандидат на эту ответственную должность. Это может стать реальной «продукцией» тренинга, например, в обращении к местным жителям данного населенного пункта с призывом голосовать за наиболее достойного кандидата на должность мэра или руководителя местной администрации.
За основу классификации предложенных тренинговых форм взят принцип расширения социальных контактов участников (от индивидуальной работы, глубокого личностного самоанализа через парную работу, работу в малых группах до большого психологического круга и массовых форм). Такой подход используется не только для изложения материала брошюры, он рекомендуется и для организации тренинговых занятий с группами новичков.
Начинать целесообразно с одного из индивидуальных тренингов. Это удобно даже тем, что школьников не надо пересаживать или изменять другим образом привычную для них обстановку в классе. Для учащихся нет практически никаких затруднений в освоении внешней стороны этой формы тренинга. Ведь контрольные работы, сочинения и т. п. они пишут именно индивидуально.
Освоив индивидуальную форму тренинга, школьники так же легко могут включиться в работу вдвоем - парная форма тренинговых занятий и упражнений. Эта форма также хорошо знакома учащимся, ведь практически все учебное время они сидят парами, постоянно чувствуя локоть друга (в прямом и переносном смысле этого слова).
Затем можно перейти к малым группам, сначала по 3-4 человека, то есть, следуя принципу расширения социальных контактов, переход от малой группы (3-4 человека к «малой» большой группе (7-8 человек) покажется вполне естественным, если участники занятий хорошо освоятся в предыдущих формах работы.
И наконец, фронтальная форма тренинговых занятий, которая требует необычной организации, например, «карусель», когда надо убрать все столы вдоль стен, освободив место для одновременной работы всей группы в центре класса или помещения, встать в два круга лицом друг к другу и передвигаться в такой своеобразной карусели, общаться, выполняя инструкции ведущего тренинг.
Другая массовая форма - «социологический опрос», или «народное гуляние», требует только достаточно свободного пространства, чтобы все участники занятий одновременно могли выполнять полученное задание, беспрепятственно общаясь друг с другом.
Теперь перейдем к детальному рассмотрению всех восьми тренинговых форм на примере лидерского тренинга «Голосуйте за меня».
1. «Размышляя о себе самом». (Индивидуальная работа)
Основное назначение этой формы тренинговой работы - помочь участникам научиться понимать себя, свои особенности, почувствовать собственную индивидуальность, осознать свое отношение к различным явлениям, социальным институтам, то есть глубже и полнее разобраться в себе и в своем отношении к миру.
Для проведения занятий с использованием этой формы следует прежде всего позаботиться о рабочем месте для каждого участника. Они могут самостоятельно выбрать: пересесть за другую парту, взять стул и устроиться у окна, просто встать в любое другое удобное место и т. п. Во время такой индивидуальной работы целесообразно включить легкую или классическую музыку, которая настраивает на спокойные размышления, помогает сосредоточиться, «гасит» посторонний шум, который может отвлекать от серьезной аналитической работы, так как вся группа работает одновременно.
Результаты индивидуальной работы участников могут быть обсуждены сразу после окончания отведенного времени, "или на следующем занятии, или вообще не рассматриваться ни группой, ни ведущим тренером. В этом случае они остаются у самих участников.
Главное - сам процесс самоанализа, формирование привычки задумываться над собой, своими особенностями, привычками, чертами характера и т. д.!
Еще раз напомним основной принцип: работает сам участник тренинга, и не следует спешить оценивать его работу. Вполне достаточно, если он впервые задумался о себе, особенностях своего характера, достоинствах и недостатках. Пусть ребенок ничего не написал, но если он думал о себе, этого часто бывает вполне достаточно для того, чтобы начались положительные изменения в нем самом. Не следует требовать немедленных результатов индивидуального самоанализа, а тем более ставить неудовлетворительные оценки. Подчеркнем, что задача в другом - создать условия для начала положительных изменений, личностного развития.
Рассмотрим конкретное содержание этой формы тренинга на примере упражнения «Достоин ли я быть мэром?»
Для организации работы с этим этюдом
тренер предлагает участникам заполнить специальную аналитическую таблицу, в которой каждый будет отмечать как свои достоинства (сильные стороны личности), так и недостатки (слабые стороны).
Установка, с которой тренер обращается к участникам перед этим этюдом, может быть следующей: «Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, то есть выдвинуть свою кандидатуру на должность мэра города и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность, которая связана с большой ответственностью за жителей целого города?
Возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои достоинства», а с правой - «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные стороны (что вам помогает быть эффективным в этой жизни) и слабые стороны (что вам мешает быть эффективным человеком).
При анализе постарайтесь рассмотреть себя именно в роли мэра города. Что вам дает
основание баллотироваться на эту должность? Вы хорошо понимаете людей? Знаете их нужды и трудности? Готовы работать, не считаясь со временем, и главное - имеете ли для этого необходимые знания и опыт?
Все ваши соображения запишите на бумаге. Желательно систематизировать их по степени важности, т. е. на первом месте запишите свое самое основное достоинство, на втором месте - то, которое вы особенно цените после первого и т. д. Таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение - достойны ли вы быть мэром? Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило - ваши достоинства или недостатки? Попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе мэром и как ваши недостатки будут мешать в этом».
Рекомендации ведущему. Тренеру необходимо объяснить суть терминов, которые используются во время выполнения упражнения. У ребят может оказаться недостаточно знаний о функциях, которые выполняет мэр. Поэтому прежде всего стоит в общих чертах объяснить им эти функции, спросить их самих о том, что они знают о работе мэрии или местной администрации района.
Учащимся целесообразно предложить баллотироваться на должность мэра их родного города. Это придает работе больше конкретности и включает участников в работу.
После того как участники поработают над предложенной темой и заполнят обе части
аналитической таблицы, тренер может предложить желающим зачитать и прокомменти-
ровать свои записи. Если кто-то из ребят решится это сделать, то все остальные играют роль «экспертной комиссии», задача которой - подчеркнуть достоинства выступившего, усилить именно положительные стороны его личности. Любой член группы может высказать свое отношение к словам выступившего человека, но только в положительном ключе. Не рекомендуется, особенно на первых занятиях, усиливать критический подход.