Характеристика основных тренинговых форм

В этом разделе дается описание восьми основных тренинговых форм, методические рекомендации по подготовке и проведению психологических упражнений и заданий, а также по подведению их итогов. Если чита­тель внимательно познакомится с ними, ему не составит труда в последующем выбирать одну из этих форм в зависимости от вида пла­нируемого тренинга, а также от возраста уча­стников, своего собственного опыта проведе­ния тренингов и т. п.

Основная цель предлагаемых тренинговых форм - развитие личности участника, его умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою граж­данскую позицию. Но при проведении тре­нингов не следует забывать и о конкретном результате, например, о списке общих лично­стных характеристик человека, который со­бирается стать «мэром города», или системе требований, которым должен соответствовать

кандидат на эту ответственную должность. Это может стать реальной «продукцией» тре­нинга, например, в обращении к местным жи­телям данного населенного пункта с призы­вом голосовать за наиболее достойного кан­дидата на должность мэра или руководителя местной администрации.

За основу классификации предложенных тренинговых форм взят принцип расшире­ния социальных контактов участников (от индивидуальной работы, глубокого личност­ного самоанализа через парную работу, рабо­ту в малых группах до большого психологиче­ского круга и массовых форм). Такой подход используется не только для изложения мате­риала брошюры, он рекомендуется и для ор­ганизации тренинговых занятий с группами новичков.

Начинать целесообразно с одного из ин­дивидуальных тренингов. Это удобно даже тем, что школьников не надо пересаживать или изменять другим образом привычную для них обстановку в классе. Для учащихся нет практически никаких затруднений в освое­нии внешней стороны этой формы тренинга. Ведь контрольные работы, сочинения и т. п. они пишут именно индивидуально.

Освоив индивидуальную форму тренинга, школьники так же легко могут включиться в работу вдвоем - парная форма тренинговых занятий и упражнений. Эта форма также хо­рошо знакома учащимся, ведь практически все учебное время они сидят парами, посто­янно чувствуя локоть друга (в прямом и пере­носном смысле этого слова).

Затем можно перейти к малым группам, сначала по 3-4 человека, то есть, следуя прин­ципу расширения социальных контактов, пе­реход от малой группы (3-4 человека к «малой» большой группе (7-8 человек) покажется вполне естественным, если участники занятий хорошо освоятся в предыдущих формах ра­боты.

И наконец, фронтальная форма тренинговых занятий, которая требует необычной ор­ганизации, например, «карусель», когда надо убрать все столы вдоль стен, освободив место для одновременной работы всей группы в центре класса или помещения, встать в два круга лицом друг к другу и передвигаться в та­кой своеобразной карусели, общаться, выпол­няя инструкции ведущего тренинг.

Другая массовая форма - «социологиче­ский опрос», или «народное гуляние», требует только достаточно свободного пространства, чтобы все участники занятий одновременно могли выполнять полученное задание, бес­препятственно общаясь друг с другом.

Теперь перейдем к детальному рассмотре­нию всех восьми тренинговых форм на при­мере лидерского тренинга «Голосуйте за меня».

1. «Размышляя о себе самом». (Индивидуальная работа)

Основное назначение этой формы тренинговой работы - помочь участникам нау­читься понимать себя, свои особенности, по­чувствовать собственную индивидуальность, осознать свое отношение к различным явле­ниям, социальным институтам, то есть глубже и полнее разобраться в себе и в своем отноше­нии к миру.

Для проведения занятий с использованием этой формы следует прежде всего позаботи­ться о рабочем месте для каждого участника. Они могут самостоятельно выбрать: пересесть за другую парту, взять стул и устроиться у окна, просто встать в любое другое удобное мес­то и т. п. Во время такой индивидуальной ра­боты целесообразно включить легкую или классическую музыку, которая настраивает на спокойные размышления, помогает сосредо­точиться, «гасит» посторонний шум, который может отвлекать от серьезной аналитической работы, так как вся группа работает одновре­менно.

Результаты индивидуальной работы участ­ников могут быть обсуждены сразу после окончания отведенного времени, "или на сле­дующем занятии, или вообще не рассматри­ваться ни группой, ни ведущим тренером. В этом случае они остаются у самих участни­ков.

Главное - сам процесс самоанализа, фор­мирование привычки задумываться над со­бой, своими особенностями, привычками, чертами характера и т. д.!

Еще раз напомним основной принцип: ра­ботает сам участник тренинга, и не следует спешить оценивать его работу. Вполне доста­точно, если он впервые задумался о себе, осо­бенностях своего характера, достоинствах и недостатках. Пусть ребенок ничего не напи­сал, но если он думал о себе, этого часто бы­вает вполне достаточно для того, чтобы нача­лись положительные изменения в нем самом. Не следует требовать немедленных результа­тов индивидуального самоанализа, а тем бо­лее ставить неудовлетворительные оценки. Подчеркнем, что задача в другом - создать условия для начала положительных измене­ний, личностного развития.

Рассмотрим конкретное содержание этой формы тренинга на примере упраж­нения «Достоин ли я быть мэром?»

Для организации работы с этим этюдом

тренер предлагает участникам заполнить спе­циальную аналитическую таблицу, в которой каждый будет отмечать как свои достоинства (сильные стороны личности), так и недостат­ки (слабые стороны).

Установка, с которой тренер обращается к участникам перед этим этюдом, может быть следующей: «Представьте себе, что вам пред­ложили баллотироваться, то есть выдвинуть свою кандидатуру на должность мэра города и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действите­льно ли вы достойны занимать эту ответст­венную должность, которая связана с боль­шой ответственностью за жителей целого го­рода?

Возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои до­стоинства», а с правой - «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои си­льные стороны (что вам помогает быть эф­фективным в этой жизни) и слабые стороны (что вам мешает быть эффективным челове­ком).

При анализе постарайтесь рассмотреть се­бя именно в роли мэра города. Что вам дает

основание баллотироваться на эту дол­жность? Вы хорошо понимаете людей? Знаете их нужды и трудности? Готовы работать, не считаясь со временем, и главное - имеете ли для этого необходимые знания и опыт?

Все ваши соображения запишите на бума­ге. Желательно систематизировать их по сте­пени важности, т. е. на первом месте запиши­те свое самое основное достоинство, на вто­ром месте - то, которое вы особенно цените после первого и т. д. Таким же образом запи­шите свои недостатки. А затем примите окон­чательное решение - достойны ли вы быть мэром? Какой список (достоинств или недо­статков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило - ваши досто­инства или недостатки? Попытайтесь объяс­нить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе мэром и как ваши не­достатки будут мешать в этом».

Рекомендации ведущему. Тренеру необходимо объяснить суть терминов, которые используются во время вы­полнения упражнения. У ребят может оказать­ся недостаточно знаний о функциях, которые выполняет мэр. Поэтому прежде всего стоит в общих чертах объяснить им эти функции, спросить их самих о том, что они знают о ра­боте мэрии или местной администрации рай­она.

Учащимся целесообразно предложить бал­лотироваться на должность мэра их родного города. Это придает работе больше конкрет­ности и включает участников в работу.

После того как участники поработают над предложенной темой и заполнят обе части

аналитической таблицы, тренер может предложить желающим зачитать и прокомменти-

ровать свои записи. Если кто-то из ребят ре­шится это сделать, то все остальные играют роль «экспертной комиссии», задача кото­рой - подчеркнуть достоинства выступивше­го, усилить именно положительные стороны его личности. Любой член группы может вы­сказать свое отношение к словам выступив­шего человека, но только в положительном ключе. Не рекомендуется, особенно на пер­вых занятиях, усиливать критический подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: