Индивидуальное тестирование

В этом случае участники выполняют тестовое задание полностью индивидуально, а затем сдают вам результаты. Вы проверяете их, оце­ниваете, сообщая ребятам соответствующие данные, приведенные в интерпретации к каж­дому тесту, рекомендуете психотехнические упражнения.

При проведении индивидуального тести­рования нужно выдать каждому участнику текст теста и бланк для ответов, образцы ко­торых приведены в каждом тесте. Необходи­мое количество текстов и бланков для ответов можно оформить на пишущей машинке под копирку или с помощью компьютера и сде­лать ксерокопии.

Но если таких возможностей нет, образец можно оформить на классной доске. По нему участники самостоятельно подготовят бланк для ответов на простом листе бумаги и в ходе тестирования будут его заполнять. Естествен­но, что ключи к тесту и содержание интерп­ретации ответов не должны быть известны участникам до окончания тестирования.

Этот способ тестирования хорош тем, что у участника есть возможность спокойно по­размышлять над самим собой, действительно наедине с собой. Но вместе с тем он требует и большей подготовки: размножение текстов теста и бланков для ответов. Кроме того, если участники не готовы к откровенному разгово­ру, то такая форма тестирования может дать очень низкий результат, так как часть членов группы (иногда значительная часть) просто

не будет работать над тестом или сделает вид, что заполняет бланки для ответов, а сама в это время будет думать о чем-то другом.

2. Групповое тестирование. В этом слу­чае участники объединяются в малые группы по три-пять человек и, получив одно тестовое задание на всю группу, приступают к его вы­полнению. Естественно, что при выполнении тестового задания участники могут и должны обсуждать различные варианты ответа. Но за­писывать в свой бланк для ответов участник должен тот вариант, который он считает наи­более правильным и соответствующим его взглядам. Подчеркнем, что бланки для ответов получает каждый участник, т. е. их, как и в первом случае, необходимо подготовить для всей группы.

Групповое тестирование предпочтительно тем, что во время обсуждения вариантов отве­та участники высказывают различные точки зрения, как правило, в каждой группе завязы­вается дискуссия - все это очень важно для процесса самопознания и формирования умения общаться с людьми. Кроме того, груп­повая дискуссия очень органично, просто и естественно втягивает в процесс тестирова­ния всех участников, даже тех, кто в первые минуты хотел тихо отсидеться. Участнику ста­новится интересно узнать, а что об этом дума­ют его сверстники, лучшие друзья, девочка, которая ему нравится, и т. д. Причем это не абстрактные, а вполне реальные школьники, которых он хорошо знает, может быть, даже с первого класса. И процесс самотестирования пошел!

Еще раз подчеркнем, что предлагаемые те­стовые методики не ставят цели определить наличие и степень выраженности той или иной психологической черты у каждого уча-

стника. Основная задача тестирования в дру­гом - научить ребят прислушиваться к себе, понимать себя, уважать мнение других, а это возможно только в процессе активного меж­личностного общения.

3. Коллективное тестирование. При проведении этого вида тестирования вы зачи­тываете всей группе текст теста, а участники записывают в бланках для ответов те вариан­ты, которые больше всего соответствуют их представлениям о себе. Этот способ менее эффективен из-за того, что на слух восприни­мать и понимать довольно сложную (даже и адаптированную к особенностям возраста) информацию значительно тяжелее. Поэтому таким способом можно проводить только са­мые простые и короткие тестовые методики, в которых не более 10-15 вопросов, и в тех группах, где интерес к самопознанию уже сформирован на достаточно высоком уровне. С другой стороны, эта форма тестирова­ния - прекрасная возможность увидеть груп­пу, ее участников во время общей дискуссии, когда сталкиваются различные точки зрения, идет спор и обсуждение. Ведущий получает интереснейшую информацию, которую мож­но и нужно использовать при планировании следующих занятий тренинговой группы.

Проведение тестирования

Бланки для ответов раздаются участникам перед объяснением процедуры тестирования с тем, чтобы они могли, ориентируясь на них, лучше представить себе, в чем состоит их за­дача, где и каким образом должны фиксиро­ваться ответы. Когда участники получат блан­ки, вы обращаетесь к ним примерно со следу­ющими словами:

«Этот тест предназначен для определения

ваших психологических особенностей. Пожа­луйста, заполните все необходимые сведения в бланке для ответов (фамилия, имя, дата за­полнения). Не открывайте тест до особого сигнала - начать работу. В тексте теста не де­лайте никаких пометок, все отметки делаются в бланке для ответов. Возможно, вы не будете знать ответы на некоторые вопросы. Несмот­ря на это, нужно ответить на каждый вопрос, сделав свой выбор по интуиции.

Когда приступите к работе, внимательно читайте (слушайте, если используется вари­ант коллективного тестирования) каждый во­прос, постарайтесь понять, что от вас требу­ется, и лишь затем выбирайте вариант ответа. Убедитесь, что все вопросы вы прочитали и дали на них ответы. Когда закончите работу, вернитесь к первому вопросу и проверьте все ответы еще раз. Если вы решили изменить свой ответ, это можно сделать, аккуратно исп­равив соответствующий показатель в бланке для ответов. Но это делать нежелательно, что­бы было меньше исправлений в бланке. Еще раз напоминаю, что в тексте теста нельзя де­лать никаких пометок».

После объяснения всех правил и требова­ний к тестированию участникам выдается текст теста (при индивидуальном тестирова­нии - каждому участнику, а при групповом -по одному на малую группу).

В первые минуты вам целесообразно убе­диться в том, что все участники правильно поняли инструкцию к тесту и верно выполня­ют ее. Если есть ошибки, следует сразу испра­вить их, указав на это членам группы. Если же одна и та же ошибка встретилась у несколь­ких участников, можно временно приостано­вить тестирование и еще раз объяснить уча­щимся правило, на которое было много ошибок. Во время тестирования вы можете отве­чать как на организационные вопросы (что и как правильно делать), так и на содержатель­ные (что означает то или иное понятие, как объяснить определенный термин и т. п.).

При определении результатов тестирова­ния вполне возможен способ саморасчета, когда участники самостоятельно определяют сумму баллов (очков) в соответствии с «клю­чом», который зачитывает тренер. Это значи­тельно ускоряет процесс обработки результа­тов теста. В ходе комментирования результа­тов возможна дискуссия, так как участники могут не согласиться с интерпретацией, кото­рую вы зачитаете. Не следует отказываться от такой возможности обсудить вместе с ними полученные материалы, подчеркнув важность понимания своих психологических особен­ностей и необходимости работы над собой.

В заключение зачитываются психотехни­ческие упражнения (или выдается текст, если есть возможность их размножить). Эти упраж­нения также целесообразно прокомментиро­вать. Исключение составляют случаи, когда участник может обидеться, замкнуться, уйти в себя.

Если происходило индивидуальное тести­рование, то комментируются упражнения тех участников, которые попросили об этом. Впо­лне возможен вариант, когда вы зачитываете все психотехнические упражнения, относя­щиеся к проведенному тесту, но без указания конкретного адресата. А участники, уже знаю­щие свой результат, получают информацию, относящуюся непосредственно к каждому из них. Но происходит это анонимно, так как ре­зультатов друг друга они не знают.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что тестирование, и особенно комментирова-

ние результатов и психотехнических упраж­нений требуют особого такта и осторожно­сти. Помните о главной заповеди по отноше­нию к человеку: «Не навреди!»

Тесты можно использовать в любой после­довательности в зависимости от тех потреб­ностей, которые наиболее актуальны для дан­ного состояния группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: