В этом случае участники выполняют тестовое задание полностью индивидуально, а затем сдают вам результаты. Вы проверяете их, оцениваете, сообщая ребятам соответствующие данные, приведенные в интерпретации к каждому тесту, рекомендуете психотехнические упражнения.
При проведении индивидуального тестирования нужно выдать каждому участнику текст теста и бланк для ответов, образцы которых приведены в каждом тесте. Необходимое количество текстов и бланков для ответов можно оформить на пишущей машинке под копирку или с помощью компьютера и сделать ксерокопии.
Но если таких возможностей нет, образец можно оформить на классной доске. По нему участники самостоятельно подготовят бланк для ответов на простом листе бумаги и в ходе тестирования будут его заполнять. Естественно, что ключи к тесту и содержание интерпретации ответов не должны быть известны участникам до окончания тестирования.
Этот способ тестирования хорош тем, что у участника есть возможность спокойно поразмышлять над самим собой, действительно наедине с собой. Но вместе с тем он требует и большей подготовки: размножение текстов теста и бланков для ответов. Кроме того, если участники не готовы к откровенному разговору, то такая форма тестирования может дать очень низкий результат, так как часть членов группы (иногда значительная часть) просто
не будет работать над тестом или сделает вид, что заполняет бланки для ответов, а сама в это время будет думать о чем-то другом.
2. Групповое тестирование. В этом случае участники объединяются в малые группы по три-пять человек и, получив одно тестовое задание на всю группу, приступают к его выполнению. Естественно, что при выполнении тестового задания участники могут и должны обсуждать различные варианты ответа. Но записывать в свой бланк для ответов участник должен тот вариант, который он считает наиболее правильным и соответствующим его взглядам. Подчеркнем, что бланки для ответов получает каждый участник, т. е. их, как и в первом случае, необходимо подготовить для всей группы.
Групповое тестирование предпочтительно тем, что во время обсуждения вариантов ответа участники высказывают различные точки зрения, как правило, в каждой группе завязывается дискуссия - все это очень важно для процесса самопознания и формирования умения общаться с людьми. Кроме того, групповая дискуссия очень органично, просто и естественно втягивает в процесс тестирования всех участников, даже тех, кто в первые минуты хотел тихо отсидеться. Участнику становится интересно узнать, а что об этом думают его сверстники, лучшие друзья, девочка, которая ему нравится, и т. д. Причем это не абстрактные, а вполне реальные школьники, которых он хорошо знает, может быть, даже с первого класса. И процесс самотестирования пошел!
Еще раз подчеркнем, что предлагаемые тестовые методики не ставят цели определить наличие и степень выраженности той или иной психологической черты у каждого уча-
стника. Основная задача тестирования в другом - научить ребят прислушиваться к себе, понимать себя, уважать мнение других, а это возможно только в процессе активного межличностного общения.
3. Коллективное тестирование. При проведении этого вида тестирования вы зачитываете всей группе текст теста, а участники записывают в бланках для ответов те варианты, которые больше всего соответствуют их представлениям о себе. Этот способ менее эффективен из-за того, что на слух воспринимать и понимать довольно сложную (даже и адаптированную к особенностям возраста) информацию значительно тяжелее. Поэтому таким способом можно проводить только самые простые и короткие тестовые методики, в которых не более 10-15 вопросов, и в тех группах, где интерес к самопознанию уже сформирован на достаточно высоком уровне. С другой стороны, эта форма тестирования - прекрасная возможность увидеть группу, ее участников во время общей дискуссии, когда сталкиваются различные точки зрения, идет спор и обсуждение. Ведущий получает интереснейшую информацию, которую можно и нужно использовать при планировании следующих занятий тренинговой группы.
Проведение тестирования
Бланки для ответов раздаются участникам перед объяснением процедуры тестирования с тем, чтобы они могли, ориентируясь на них, лучше представить себе, в чем состоит их задача, где и каким образом должны фиксироваться ответы. Когда участники получат бланки, вы обращаетесь к ним примерно со следующими словами:
«Этот тест предназначен для определения
ваших психологических особенностей. Пожалуйста, заполните все необходимые сведения в бланке для ответов (фамилия, имя, дата заполнения). Не открывайте тест до особого сигнала - начать работу. В тексте теста не делайте никаких пометок, все отметки делаются в бланке для ответов. Возможно, вы не будете знать ответы на некоторые вопросы. Несмотря на это, нужно ответить на каждый вопрос, сделав свой выбор по интуиции.
Когда приступите к работе, внимательно читайте (слушайте, если используется вариант коллективного тестирования) каждый вопрос, постарайтесь понять, что от вас требуется, и лишь затем выбирайте вариант ответа. Убедитесь, что все вопросы вы прочитали и дали на них ответы. Когда закончите работу, вернитесь к первому вопросу и проверьте все ответы еще раз. Если вы решили изменить свой ответ, это можно сделать, аккуратно исправив соответствующий показатель в бланке для ответов. Но это делать нежелательно, чтобы было меньше исправлений в бланке. Еще раз напоминаю, что в тексте теста нельзя делать никаких пометок».
После объяснения всех правил и требований к тестированию участникам выдается текст теста (при индивидуальном тестировании - каждому участнику, а при групповом -по одному на малую группу).
В первые минуты вам целесообразно убедиться в том, что все участники правильно поняли инструкцию к тесту и верно выполняют ее. Если есть ошибки, следует сразу исправить их, указав на это членам группы. Если же одна и та же ошибка встретилась у нескольких участников, можно временно приостановить тестирование и еще раз объяснить учащимся правило, на которое было много ошибок. Во время тестирования вы можете отвечать как на организационные вопросы (что и как правильно делать), так и на содержательные (что означает то или иное понятие, как объяснить определенный термин и т. п.).
При определении результатов тестирования вполне возможен способ саморасчета, когда участники самостоятельно определяют сумму баллов (очков) в соответствии с «ключом», который зачитывает тренер. Это значительно ускоряет процесс обработки результатов теста. В ходе комментирования результатов возможна дискуссия, так как участники могут не согласиться с интерпретацией, которую вы зачитаете. Не следует отказываться от такой возможности обсудить вместе с ними полученные материалы, подчеркнув важность понимания своих психологических особенностей и необходимости работы над собой.
В заключение зачитываются психотехнические упражнения (или выдается текст, если есть возможность их размножить). Эти упражнения также целесообразно прокомментировать. Исключение составляют случаи, когда участник может обидеться, замкнуться, уйти в себя.
Если происходило индивидуальное тестирование, то комментируются упражнения тех участников, которые попросили об этом. Вполне возможен вариант, когда вы зачитываете все психотехнические упражнения, относящиеся к проведенному тесту, но без указания конкретного адресата. А участники, уже знающие свой результат, получают информацию, относящуюся непосредственно к каждому из них. Но происходит это анонимно, так как результатов друг друга они не знают.
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что тестирование, и особенно комментирова-
ние результатов и психотехнических упражнений требуют особого такта и осторожности. Помните о главной заповеди по отношению к человеку: «Не навреди!»
Тесты можно использовать в любой последовательности в зависимости от тех потребностей, которые наиболее актуальны для данного состояния группы.